На самом деле, название фильма было известно гораздо больше, нежели сам фильм. А фильм получился любительским, хоть и атмосферным. В 1970-е атмосфера была главным составляющим для подобных фильмов ужасов. Простенькая мелодия на самом дешёвом синтезаторе делала куда больше, нежели современные горе-композиторы со всеми своими прибамбасами.
Даже те, кто фильм не видел, считали его едва ли не самым страшным, основываясь на рассказах тех, кто посмотрел. Но, справедливости ради, страшного в нём не было ничего даже на тот период.
Саму. дуть в нём наводили металлические летающие шарики, которые впивались в голову жертвы и карлики в капюшонах, которых на самом деле играли дети.
Папа выделил сынишке 300 000 долларов на его каприз, и Дон Коскарелли написал сценарий за три недели, одновременно выступив и режиссёром, и оператором, и монтажёром, и сопродюсером вместе с отцом. На одну из ролей взял своего приятеля Реджи Баннистера. Первоначально фильм предполагалось снять на три часа экранного времени. Но деньжат и фантазии явно не хватило.
Сюжет и, главное, развязка - абсолютный хлам. Причём именно дурацкая развязка и делает его таковым. Хотя сам Коскарелли был уверен, что финал у него получился отличным. Но больше он ничего в своей жизни не снял - лишь несколько более глупых продолжений "Фантазма" и пары-тройки канувших в Лету фильмов.
Итак, картина расскажет о кошмарном сне мальчика-подростка Майка Пирсона (Майкл Болдуин), который рано потерял своих родителей и старшего брата Джоди (Билл Торнбери).
Это Коскарелли задумал на основе кошмара, который приснился ему самому ещё подростком, где за ним по длинному коридору гнался летающий хромированный шар, который, как он боялся, просверлит ему мозг...
Вся история будет связана с работой похоронного бюро на городском кладбище "Утренняя сторона". Майк Пирсон следит через бинокль, спрятавшись в кустах, за похоронами друга своего брата. После смерти их родителей, Джоди не хотел снова приводить младшего брата на новые похороны.
Во время своего наблюдения, Майк видит как "Высокий Мужчина" (у нас на видеокассетах его его называли "Верзилой"), вместо того чтобы закопать могилу, берёт в одиночку гроб с телом, который несли шестеро мужчин, и увозит его на своём катафалке в неизвестном направлении.
Боясь, что Джоди отдаст его на попечение их тётке, а сам уедет, Майк постоянно следит за старшим братом. Так он преследует его вместе со случайной знакомой из бара до кладбища, на которых американцы любят заниматься прелюбодеяниями. Ну вот пунктик у них такой ненормальный во всех фильмах, особенно в ужасах. И там Майк едва не становится жертвой нападения карлика в капюшоне. В ужасе он бежит с кладбища, испортив весь "натюрморт" своему старшему брату, спешно надевающему портки и устремляющегося в погоню за Майком.
Он не верит его рассказам про Высокого Мужчину (Ангус Скримм) и карлика в капюшоне. Но парень решает узнать больше и проникает внутрь этой похоронной конторы с мавзолеем внутри. Вот там за ним и охотится тот самый летающий шарик с буравчиком внутри. Здесь же на него нападает и сам Высокий Мужчина. Но Майку удаётся сбежать, прищемив пальцы Верзиле так, что они отвалились. Один паренёк взял на память, чтобы показать брату. Теперь тот поверил.
Джоди решает в одиночку отправиться в мавзолей и узнать больше, но по дороге на него нападает катафалк без водителя. После остановки, происходит нападение группы карликов в капюшонах. Вовремя подоспел Майк. Оказалось что катафалком управлял один из карликов, который при ближайшем рассмотрении оказался тем самым, недавно умершим другом Джоди. Только его уменьшили до размером карлика, при этот вес остался тот же...
На подмогу Джоди вызывает своего второго друга, Реджи (Реджи Баннистер), развозящего мороженое на грузовичке. Туда они и помещают тело карлика, бывшего их общим другом. Дабы отомстить за смерть товарище и такое надругательство над его телом, они решают наказать Высокого Мужчину. Но убить его не так-то просто. Будет целая череда невразумительных и ненужных сцен, в которых троица расстаётся, а затем снова воссоединяется.
В конце концов, они проникают в мавзолей и попадают в странную комнату... Она обставлена канистрами с телами консервированных карликов, а в конце её находится портал на другую планету, где эти карлики служат рабами.
Вот ведь капитализм! При жизни нас используют здесь, а после смерти ещё и тела на другие планеты посылают в банках как огурцы какие-то!..
Далее вырубается электричество и троица снова разделяется. Реджи убивают. Мавзолей исчезает. А Майк и Джоди заманивают Верзилу в шахту и засыпают ловушку огромными валунами. Победа? Фиг вам!
Следующая сцена показывает нам живого Реджи, который успокаивает Майка, говоря ему, что ему приснился кошмар. Он уже неделю толком не спал после похорон Джоди, разбившегося в автокатастрофе. Теперь он будет заботиться о парнишке и предлагает уехать для начала куда-нибудь на пару недель. Как всё просто...
Ну Майк пошёл наверх собирать вещи, а там... Высокий Мужчина и карлики в капюшонах утаскивают его через зеркало на ту сторону...
Вот такой конец. Как хочешь так и понимай. Провальный финал на мой взгляд. Такие делают когда фантазии ноль, а у Коскарелли её, судя по сценарию, как раз и не было. Честно говоря, навыдумывать такой бред про кладбище, трупы - это надо иметь серьёзные отклонения. А отсутствие мысли и взаимосвязей в сюжете лишь подтверждают этот диагноз.
Фильм не снискал большого успеха, но со временем, как и прочие неудачные американские фильмы, он перешёл в ранг культовых. Там и осел. Через букву "е". -)