Найти тему
Бегущий по трафику

Моя новая гармошка

Оглавление

В выходные привезли мне такую же губную гармошку, как на картинке (только немного другую, но суть та же. И вот... Я снова счастлив)))

Копеечная вроде бы вещица, а как давно я такую хотел! Но что-то их не было в продаже, а может я никак не мог такую найти. Короче 25 лет я о такой мечтал!)) Ужас...

Итак, что это за гармошка такая. Самый культовый наверное фильм, где участвует губная гармошка - это фильм "Однажды на Диком Западе".

-2

Как мы видим в фильме несколько другая гармошка, но наверное из всех губных гармошек можно выжать такие же, леденящие кровь звуки. Хотя я ее не для этого приобретал, но не суть.

Так вот. В основном губные гармошки бывают двух типов: диатонические и хроматические.

Диатонические

-3

Диатонические, это гармошки, настроенные на привычные нам до-ре-ми-фа-соль-ля-си (или в другую тональность, но с теми же семью нотами). Выдувать недостающие звуки там можно путем специальных приёмов (бендов или овербендов). То есть ты определенным образом выдуваешь звук, что тон металлического язычка начинает звучать выше или ниже. Прием этот не простой. Многие онлайн преподаватели так толком и не могут объяснить, как это делается. Я примерно понимаю, но учиться этому я не хочу. Да. Это возможно освоить. Но вот при игре в другой тональности "родные" ноты этой тональности играть в бендах - это как-то очень рьяно. Вон люди некоторые даже на пианине все тональности выучить не могут, а тут такую схему придется выстроить в голове, чтоб всё это запомнить - мне даже подумать об этом страшно. Не зря ведь предприимчивые американцы наделали таких гармошек на каждую тональность. Но это тоже геморрой. Таскать с собой 12 разных гармошек. А если модуляция какая в мелодии? Нет. Не стоит оно того.

Хроматические гармошки

Видите справа кнопочку?
Видите справа кнопочку?

Когда мне было лет 20 и я впервые увидел в музыкальном магазине такие инструменты, то мне сразу понравилась идея с хроматическими губными гармошками. То есть там в каждой октаве есть все 12 нот (как белые и черные клавиши на пианине). Ничего тебе придумывать не надо. Запомнил где какая нота располагается, и играй себе на здоровье. Любую мелодию - пожалуйста. Но был у моей гармошки один недостаток. Для того, чтоб с обычных нот переключаться на бемоли и диезы (черные клавиши), приходилось нажимать на специальную кнопку, которая открывала и закрывала определенные отверстия. Вроде бы проблемы никакой, но этот переключатель порой очень начинал скрипеть, его иногда подклинивало. Но это еще ничего. Подобная конструкция не позволяла закрепить гармошку в специальной рамке (холдере), которая крепится на шею и плечи, позволяя играть на гармошке без помощи рук.

БГ так любил делать, подражая западным музыкантам
БГ так любил делать, подражая западным музыкантам

Нет. Закрепить гармошку со слайдером в подобную штуку, конечно же можно. Но вот как на ней без помощи рук переключаться с бемолей на диезы - вот это задачка.

И вот, значит, поиграл я на хроматической гармошке, поиграл. Ну, как бы можно. Но немного скучновато. Играть по одной ноте? Можно и не по одной, но выбор интервалов там не особо велик. У гармошки, конечно очень своеобразный звук, много приемов звукоизвлечения, можно придавать звуку самые разнообразные оттенки. Но вот даже с учетом всего этого, гармошка здорово проигрывала обычной мелодике, на которой можно было играть гораздо более сложные и быстрые мелодии, нажимать любые сочетания нот. Ну и опять всё та же одна рука там нужна, как и на гармошке со слайдером. В общем, примерно через год забросил я гармошку и больше к ней не возвращался, как к инструменту мало перспективному для изучения и освоения.

Мелодика, победившая губную гармошку...
Мелодика, победившая губную гармошку...

Моя гармошка

Но тут меня прямо прошибло от осознания, когда я увидел свою гармошку в интернет магазине. Никаких тебе слайдеров. А всё то же хроматическое устройство! Вот ведь китайцы! Может не они, конечно это придумали, но размышлять я на тему авторства идеи долго не стал, а сразу сделал заказ.

Звук на много и много лучше, чем у моей старой гармошки, громкий, сочный, интересный. Проверил все язычки по тюнеру, немного они выше настроены, чем надо, но это нормальный человек по слуху не определит. Тем более, что высота нот у губной гармошки так или иначе плавает, в зависимости от того, как в неё дуешь.

Посмотрел я на новую гармошку. У нее 43 полу-тона. начиная с "соль" малой октавы до ноты "до-диез" четвертой октавы. Не смотря на то, что я не играл на гармошке добрых пару десятков лет, минут через 20 всё вспомнилось. Мелодии, вертящиеся в голове начали, хоть не без погрешностей, выдуваться из новой игрушки, становясь с каждым разом всё чище и выразительнее.

Вообще, я считаю, что губная гармошка - едва ли не самый сложный музыкальный инструмент. Куда дуть, ты не видишь. Расстояния между нотами губы как-то должны запомнить. Часть нот звучат при вдохе, часть нот - при выдохе. Это тебе не на трубе какой играть. Это ладно, если ноты соседние, а если надо прыгнуть через несколько нот вверх или вниз? Кто-то говорит, что такая гармошка - это типа интуитивный инструмент, ты дуешь и не думаешь... Как бы так оно. Ты как бы чисто механически на подсознании запоминаешь на каких ступенях делать вдох, на каких выдох, как и куда переместиться. Но! Это работает только в одной тональности. Потом в другой тональности эта схема начинает полностью рушиться, а ты как слепой котенок на коньках. Так что нет. Лучше сразу держать в голове ноты, мысленно понимать, где они находятся. Иметь ориентиры для их нахождения. Вот тогда нормально. В любой тональности. Как на пианине. Красота.

Не рассказал еще принцип устройства. Видите на верхней картинке два ряда дырочек? Нижние дырочки это белые клавиши (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Они так и идут в такой же последовательности (почти). А дырочки вверху - это диезы от этих нот. То есть если ты, к примеру, от ноты "ми" дунешь в верхлежащее от нее отверстие, то получится нота "фа". Если дунешь выше ноты "си", то попадешь в "до".

Ноты до, ми и соль играют, когда в них дуешь (выдох). Ноты ре, фа, ля, си звучат, когда из них вытягиваешь воздух (вдох). Тут довольно сложно еще и с дыханием. Если на обычном духовом инструменте тебе лишь надо вовремя вдохнуть воздуха, что не трудно (как и при пении). То тут надо думать на много шагов вперед, чтоб не получилось так, что тебе в заполненные воздухом легкие нужно еще и еще вдыхать последующие ноты. Или когда легкие уже пустые, нужно выдыхать и выдыхать.

Не знаю, почему такие гармошки не продавали раньше. Может считалось, что играющему будет трудно дуть в рядом расположенные верхние и нижние отверстия. То есть воздух то может попасть не на ту ноту. Но на практике это довольно просто. Когда ты дуешь в нижние отверстия, то верхняя губа закрывает не нужные верхние дырочки. Когда дуешь в верхние дырочки, нижняя губа закрывает не нужные нижние. И никаких слайдеров!!!

И вот. Я уже сижу на дачном участке, руками не спешно перебираю гитарные струны. Какую бы песню сыграть? "Естудей"! Да... Сыграл куплет. Немного нудновата. "Очарована - околдована"! "Радовать"! (ага, это насвистеть легко, а сыграть) поподбирал несколько мест - и снова нормально. Про "Титаник" - вообще легкотня! "Полюшко - поле"! Как эпичненько звучит на этой гармохе. Подразмялись, теперь можно что знакомое из Э. Морриконе поиграть. Немного попутался, но вспомнил.

Часа через полтора гитара с гармошкой вполне себе сыгрались. В голове начали вспоминаться какие-то более сложные мелодии. Но музицирование пришлось прекратить. Возможно оно уже поддастало соседей. Да и голова уже от постоянных вдохов и выдохов начала подкруживаться. Хорошего по-немногу.

За сим занятием и дождь воспринимался уже не так тоскливо... и переставший работать ютюб. Да... почти бесплатная доза счастья... Много ли надо человеку))