Найти в Дзене

Загадка находки старого дневника

Как известно в 1996 г. бежецким краеведом Сениным С. И. в журнале «Источник: Документы русской истории» - приложение к журналу «Родина», был опубликован уникальный документ – личный дневник протоиерея Иоанна Постникова, в котором была зафиксирована хроника послереволюционных событий в Бежецке за 1917 – начало 1919 гг. Эта публикация вызвала неподдельный интерес профессиональных историков и местных краеведов. Однако сразу возникли вопросы к его истории и содержанию, т.к. подлинный дневник не сохранился. Был опубликован только переписанный вариант, сделанный в свое время известным бежецким краеведом А. Г. Кирсановым, а затем переданный им в областной архив Тверской (Калининской) области. Поэтому судьба оригинального текста осталась окутанной тайной - откуда он собственно взялся и что с ним стало потом… В 1960-е годы сам А. Г. Кирсанов поведал интересную историю каким образом дневник И. Постникова все же попал ему в руки. С.И. Сенин передает его рассказ так: «Этот исторический документ б

Как известно в 1996 г. бежецким краеведом Сениным С. И. в журнале «Источник: Документы русской истории» - приложение к журналу «Родина», был опубликован уникальный документ – личный дневник протоиерея Иоанна Постникова, в котором была зафиксирована хроника послереволюционных событий в Бежецке за 1917 – начало 1919 гг. Эта публикация вызвала неподдельный интерес профессиональных историков и местных краеведов.

И.Постников
И.Постников

Однако сразу возникли вопросы к его истории и содержанию, т.к. подлинный дневник не сохранился. Был опубликован только переписанный вариант, сделанный в свое время известным бежецким краеведом А. Г. Кирсановым, а затем переданный им в областной архив Тверской (Калининской) области. Поэтому судьба оригинального текста осталась окутанной тайной - откуда он собственно взялся и что с ним стало потом… В 1960-е годы сам А. Г. Кирсанов поведал интересную историю каким образом дневник И. Постникова все же попал ему в руки. С.И. Сенин передает его рассказ так: «Этот исторический документ был обнаружен на обыкновенном базаре. В 60-е годы преподаватель математики одной из школ г. Бежецка, тоже краевед, А. Г Кирсанов (1886-1968) купил пирожок. Его внимание привлекла бумага, в которую он был завернут. Почерк показался знакомым. Кирсанов развернул лист и понял, что это записи И. Н. Постникова, с которым он был знаком в 20-е годы, работая в Научном обществе по изучению края. Предчувствуя ценность этих записей, А. Г Кирсанов купил у торговки пирожками все листки, пошел с ней в дом, где они были найдены, и там обнаружил еще часть рукописи».

А.Кирсанов 1913г.
А.Кирсанов 1913г.

Затем уже дома Кирсанов внимательно разобрал текст, понял всю ценность найденного документа и переписал его от руки. Позднее он объяснял, что рукопись находилось в крайне плохом состоянии. Хотя такая версия кажется во многом надуманной… Вполне вероятно, что причины переписать дневник священника были совсем другие…Очевидно, что отец Иоанн давал очень жесткую и нелицеприятную оценку происходившим в Бежецке революционным событиям, поэтому Кирсанов подверг его записи «цензуре», исключив из дневника целые куски текста…. Поэтому одной из причин было желание не рисковать лишний раз и подвергать себя опасности за хранение «недозволенных контрреволюционных» материалов.

Свою точку зрения высказал и другой бежецкий краевед – И.И. Климин: «По нашему мнению, рукопись дневника попала в руки Кирсанова еще при жизни И. Н. Постникова, возможно, была передана им лично или его родственниками. Длительное время она хранилась в личном архиве Кирсанова, который перед своей личной кончиной передал изрядно потрепанную, переписанную им рукопись в Государственный архив Тверской области». Также некоторые краеведы предполагают, что А. Г. Кирсанов удалил из дневника места с критикой советской власти».

А.Кирсанов 1960е г.
А.Кирсанов 1960е г.

И с этой версией можно согласиться. Тем более, в рассказе Кирсанова есть несколько деталей, которые вызывают сомнение, и в связи с этим возникают многочисленные вопросы…. Каким образом горячие пирожки могли быть завернуты в старую исписанную чернилами бумагу? Отметим, что до революции пользовались чернилами, сделанными на основе анилиновых красителей, одним из недостатков которых было, что они растекались на бумаге при увлажнении…. Представляете какой вид имел бы горячий пирожок завернутый в такой лист, даже несмотря на то, что бумага была старая?!... «Нетоварный вид» это еще мягко сказано, анилиновые чернила вообще-то еще были и ядовитые….Кто бы рискнул заворачивать в такую бумагу пирожки? Возникает сомнения и версия, как попал дневник Постникова на бежецкий рынок. По рассказу Кирсанова некая торговка нашла его в каком-то заброшенном доме в Бежецке, и не придумала ничего лучше как пустить старую бумагу на обертку. Это еще более странно, учитывая вышеизложенные факты.

Однако, если посмотреть внимательнее, то станет понятно, что Кирсанов для «объяснения» использовал «романтическую» версию о находках загадочных рукописей в заброшенных домах, которая часто встречается в художественной литературе. Это так называемые «бродячие сюжеты - устойчивые комплексы сюжетно-фабульных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования». Кирсанов и воспользовался таким «бродячим сюжетом», который несомненно был ему известен. Наиболее вероятным источником мог послужить роман Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе», весьма популярное чтиво в XIX в., своего рода предшественник романов Д. Брауна и У. Эко.

По сюжету этого романа герои находят некую таинственную рукопись в старом доме….Кроме того, в нем также упоминается история находки в Испании книги «Зоар», одной из главных книг иудейской мистической философии Средневековья, которая также была обнаружена на рынке, где листы из нее использовались в качестве оберточного материала. Как человек начитанный и образованный (не стоит забывать, что Кирсанов закончил физико-математический факультет Петроградского университета в 1917 г.), он сочинил такую версию, которая могла бы хоть как-то объяснить каким образом дневник священника оказался у него в руках. Что касается оригинала , то вероятно он был уничтожен самим Кирсановым, чтобы было «меньше проблем». Не стоит судить его строго, во всяком случае благодаря Кирсанову основной текст записей Постникова был сохранен, а бежецкая история обогатилась еще одной легендой.