по материалам журнала "Добывающая промышленность"
Чуть больше двух лет российская промышленность живёт в условиях санкций и отсутствия поставок — по крайней мере, прямых и официальных — европейской, американской и японской техники. Предприятия приняли новые условия игры, и задачи обновления и поддержания парка техники все решают по-разному.
Но фактически исчезли с наших промплощадок новые машины Komatsu, Caterpillar и Liebherr, а вместе с ними и «резина», в которую их привычно «обували»: Bridgestone, Michelin, Goodyear. Кто занял место бывших лидеров рынка КГШ и СКГШ? Разбираемся вместе с экспертами отрасли. <...>
Шин хватает?
Когда поставки шин премиальных брендов, которые суммарно занимали подавляющую долю на российском рынке, прекратились, в отрасли возникли опасения, что нас ожидает тотальный дефицит: резины на всех не хватит, Китай даже при участии «Белшины» и других «дружественных» поставщиков не справится, и придётся сократить парк работающей техники.
По наблюдениям эксперта по шинам ООО «ВостокШина» Дениса Обрывалина, дефицит СКГШ в отрасли действительно был, он пришёлся на период с конца 2022 по начало 2023 годов. После объявления санкций все крупнейшие компании индустрии одномоментно стали закупать шины, опустошая склады поставщиков. Продукция не всегда была в наличии, логистические схемы дали сбой, и «резины» действительно не хватало.
Но с тех пор предприятия научились прогнозировать закупки, совершать их заблаговременно, поэтому ситуация довольно быстро выровнялась. Причём, говорит Денис Обрывалин, не хватало именно СГКШ, по КГШ дефицита как не было, так и нет.
Наиболее проблемным сектор СКГШ для горнодобывающих предприятий называет и руководитель отдела ВЭД ООО «АСТ» Александр Шатилов, напоминая, что добытчики — это очень мощные потребители, объём закупок в индустрии измеряется тысячами единиц в год.
А вот по мнению генерального директора Торгового дома «Русторг» Елизаветы Богородской, сегодня в индустрии наблюдается не то что дефицит, а колоссальный профицит СКГШ, поскольку в связи с паникой 2022-2023 годов рынок был «перегрет»: на него одномоментно вышло множество новых игроков, все стремились на рынок России. А вот качество этих шин — это уже следующий вопрос.
Китай замещает
Ни для кого не секрет, компании из какой страны стали основными поставщиками КГШ и СКГШ нового времени. По оценкам Василия Ракитина, доля Китая на этом рынке сегодня составляет не менее 80-85%. Елизавета Богородская отводит Поднебесной чуть более скромные 75%.
По-прежнему продолжаются поставки продукции премиальных брендов — по схемам параллельного импорта. <...>
Существующие российские заводы наращивают объёмы производства, но, как мы говорили, это продукция с небольшим по меркам горной отрасли посадочным диаметром. Начались,<...> поставки продукции из Ирана и Индии. Однако всё это не отменяет того факта, что доминирующая доля рынка сегодня остаётся за Китаем.
Какую с точки зрения качественных характеристик продукцию поставляет в Россию Китай? Очень разную, говорят наши эксперты. В конце концов, компании из КНР и раньше присутствовали на нашем рынке, и многие из них уже хорошо известны на российском рынке, их шины проверены эксплуатацией на российских карьерах и шахтах. Здесь можно назвать такие бренды, как HILO, Tianli, Zowin, LingLong, Triangle и Maxam.
«Крупногабаритные шины — это продукт, за которым должна стоять технология, отработанная годами, материально-техническая база, здесь не пройдут „разовые акции”. Для шины принципиальное значение имеет постоянство качества и стоимость километра пробега. КГШ должны выдавать гарантированную поставщиком ходимость, а если этого не происходит, то такой поставщик просто покидает рынок», — говорит Елизавета Богородская.
Такая ротация сегодня как раз и происходит. Так, по наблюдениям гендиректора ТД «Русторг», в секторах малых и средних КГШ появляются новые игроки, которые намеренно демпингуют: не имея за собой ни истории, ни репутации, они стремятся взять ценой. Можно предположить, что большинство из них не задержатся в требовательной горнодобывающей отрасли.
<...>
Китайские поставки: новая парадигма
При этом участники рынка сегодня отмечают, что работа с китайскими поставщиками уже сейчас постепенно отлаживается. В отрасли появляются компании, которые явно имеют цель остаться в России надолго.
«Да, качество продукции китайских брендов разнится, проблем в сегменте СГКШ предостаточно. Но, что важно, формируется диалог между поставщиками и потребителями. Покупатели учатся правильной эксплуатации, производители ведут работу над ошибками. И уже есть бренды, о которых можно говорить, что они смогли закрепиться на рынке», — отмечает Денис Обрывалин.
«На нашем рынке появляются поставщики из Китая, которые строго контролируют качество продукции, проводят анализ условий эксплуатации и случаев выхода из строя, ведут работу с конечными потребителями, собирают их пожелания и отзывы. Ходимость, износостойкость шин этих брендов значительно выросла за прошедшие два года, поставщики увеличили и гарантийные сроки.
И некоторым китайским производителям уже удалось достигнуть ходимости на уровне 90% от показателей шин премиальных брендов. Можно сделать вывод, что производители из Китая считают рынок России стратегически важным. Уходить отсюда они не собираются, но готовы улучшать качество продукции», — говорит Александр Шатилов.
Елизавета Богородская добавляет, что будущее однозначно не за компаниями-однодневками, а за предприятиями, которых поддерживают их российские дистрибьюторы. Важна не только сама поставка шин, но и полное сервисное обслуживание шин, ремонт, развитие системы ТПМС.
«Только таким образом зарубежные поставщики смогут совершенствовать качество своей продукции и снимать проблемы эксплуатации с конечного потребителя, забирая их на себя. И тогда каждый будет заниматься своим делом: специалисты по шинам обеспечат их оптимальную ходимость, а специалисты горнорудной отрасли будут заниматься добычей полезных ископаемых», — подчёркивает Елизавета Богородская.
<...>
Статья приведена в сокращении.
Полный текст статьи "Рынок КГШ сегодня" опубликован в журнале Добывающая промышленность №3, 2024, автор: Анна Кучумова