Найти тему
Сергей Петров

Раввинистическая демонология: Заклинательные черепа

Иудейский заклинательный череп из Переднеазиатского музея в Берлине
Иудейский заклинательный череп из Переднеазиатского музея в Берлине

Помимо глиняных чаш в качестве материала для заклинаний иногда также использовались человеческие черепа. В Вавилонском Талмуде имеется единственное упоминание о черепе с надписью. Оно содержится в рассказе о том, как рабби Хиййя бар Авуйя нашёл за воротами Иерусалима череп царя Иоакима, на котором было написано «Это и другое» (z’t w‘wd ’ḥrt). Он несколько раз пытался его похоронить, но череп каждый раз выходил из-под земли. Тогда рабби Хиййя принёс череп к себе домой, где в его отсутствие череп нашла его жена, решившая, что это череп его первой жены, и сожгла его в печи (ВТ Санхедрин, 82а.5-6).

В настоящее время описано пять заклинательных черепов, из которых 1 хранится в Филадельфии, 3 – в Берлине и 1 – в собрании Мусаева.[1] Надписи на них сделаны чернилами на еврейском арамейском языке квадратным арамейским письмом. Их язык, письмо и содержание соответствуют надписям на иудейских магических чашах, поэтому оснований для сомнения в их еврейском происхождении нет.

Самая длинная читаемая надпись имеется на черепе из Переднеазиатского музея в Берлине (VA 2458).

(1) ’y kpwpn

О Кефуфан!

(5) ś[r]’ q˹l˺[’](l)’ mwmyn’ ˹lk˺ wmšb‘n’ (.) by[š](my)h (d’)bwk

Князь быстрый, я призываю тебя и заклинаю во имя твоего отца

(6) [w’m]k (…’ …h ’…) nwry’l

и твоей матери… Нуриил

(7) ˹m˺(l)’kh ˹w˺g˹b˺ry’˹l˺ ’y(zyl)w wtwbw (bšmy)h dbrṭyṭb’ b(r)

ангел и Гавриил ангел, идите и вернитесь во имя Бартитбы, сына

(8) ’ḥ(t)[’] (d)l(ybt) br bryh (d)br (l)ly(t)’ […]

сестры Либат, сына внука Лилит…

(9) nwr(y)’’l ml’kh ˹w˺ḥšty’’l ml[’k]h dy[…]˹y˺’’l

Нуриил ангел и Хаштиил ангел…

(10) ml’k˹h˺ wšyby’’l ˹ml’kh˺ [.y’]˹’l˺ [ml’kh]

ангел и Шибиил ангел… ангел

(13) ’t(wn) (š)[b‘]h ml’[k](yn) ’y(zylw) [wtwbw]

Вы, семь ангелов, идите и вернитесь

(15) wš(yd)why mypk

и бросьте его опрокинутым

(16) l’r’

на землю!

Целью данного заклинания было поразить враждебного демона или человека («бросить его на землю»). Имя Кефуфана, с обращения к которому начинается надпись, встречается в нескольких магических надписях на чашах, а также в мандейских источниках в качестве имени демона (kwp rb’). Примечательно, что семь иудейских ангелов заклинаются здесь именем демонического существа Бартитбы, мать которого – сестра Либат («языческой» месопотамской богини Далибат, т.е. Венеры), а отец – внук Лилит. Возможно Бартитба тождественен демону Бартиту, который упоминается в Талмуде (ВТ Шаббат, 67а.8) и в надписях на заклинательных чашах.

Как мы видим, иудейские колдуны в Вавилонии не только использовали для своих заклинаний такое «нечистое» с точки зрения иудейских законов средство, как человеческие черепа, но и обращались посредством их за помощью к демонам.

[1] Dan Levene. Calvariae Magicae: The Berlin, Philadelphia and Moussaieff Skulls // Orientalia. Vol. 75, fasc. 4. 2006.

См. подробнее:

https://ridero.ru/books/i_on_sotvoril_dukhov_sveta_i_tmy/

https://www.amazon.com/dp/B0CVZR2QM8

https://www.wildberries.ru/catalog/211986341/detail.aspx

https://digital.wildberries.ru/offer/186202