Найти тему

Михаил Кокшенов. Не так прост, как кажется.....

Рост под два метра, белобрысый, все время с широкой улыбкой на лице - с виду актер казался простак простаком. Но за кадром Кокшенов менялся. Про него уже говорили:"Не так прост, как кажется..."

Глуповатые амбалы, деревенские увальни, недотепы... Другие бы давно обиделись на такие роли, но Кокшенову их предлагали постоянно, и он не роптал. Наоборот, каждый эпизод со своим участием старался сделать смешным и запоминающимся.

Отца двухлетнего Миши расстреляли по обвинению в заговоре. Мать в молодости была театральной актрисой,но, оставшись одна с ребенком на руках, вынуждена была пойти санитаркой в роддом.

Женщина была красивой, и толпы поклонников постоянно обивали порог квартиры Кокшеновых. Пока мама ужинала с очередным, Мишу выпроваживали из дома с зажатой в руке банкнотой. Деньги мальчишка тратил на кино. Однажды задумался: "Мама хотела стать актрисой, но не вышло. Почему бы мне не попробовать?"

А еще Миша мечтал стать моряком дальнего плавания -как его дед. После седьмого класса даже отправился поступать в мореходное училище, но не прошел комиссию из-за зрения. Пришлось вернуться в школу, окончить ее с горем пополам, отслужить в армии и только потом приступить к выбору профессии. Кокшенов окончил Московский индустриальный техникум, став геологоразведчиком. Каждое лето выпускники отправлялись в экспедиции. Однако коллеги так много выпивали, что Михаил решил: эта профессия ему точно не подходит.

В глубине души он не оставлял мыслей о сцене. Набравшись смелости, Кокшенов заявился в театральное училище им. Щукина. В фиолетовых штанах, зеленой рубашке и с модным чубом он явно стремился удивить комиссию. И все же на курс его не взяли.

Поступить получилось на следующий год, и то благодаря находчивости. Михаил решил написать монологи под себя. А чтобы у комиссии не возникло вопросов,выдал из за ранние произведения Бунина и Куприна. Никто не догадался, и ему вручили студенческий билет.

От других Кокшенова всегда отличало то, что он никогда не сдавался. Цеплялся за любую возможность и старался брать обаянием. Так, после окончания училища он прошелся почти по всем московским театрам,выбирая лучший. Глаз пал на театр им. Маяковского.

Фактура у начинающего артиста была заметная, но оценили ее не сразу. Сначала ставили в массовку и в эпизоды. В кино тенденция продолжилась.

-2

Но когда Владимир Мотыль позвал Кокшенова сниматься в картине "Женя, Женечка и "катюша"" (1967), актер четко осознал: это начало чего-то нового. Даже из театра ушел: думал - на время, оказалось навсегда.

На съемках Михаил познакомился с Олегом Далем, позже актеры подружились.Оба любили розыгрыши. Выходили на улицу в военной форме и начинали в шутку задерживать прохожих. За такие выходки их самих однажды задержали.Кокшенова - всего на пару суток, а Даля сразу на 15. Съемочный процесс прервать было нельзя, и хулиганов возили на площадку под конвоем.

Когда режиссеры оценили артиста, от предложений не стало отбоя. Он мог одновременно сниматься в пяти картинах! На гастролях же Кокшенов предпочитал заводить краткосрочные романы. Против долгосрочных была его мама, а ее он слушался. Галина Васильевна считала, что женщинам нужны от ее сына только деньги. Да и куда ему было привести жену? Несмотря на растущую популярность, актер продолжал жить с матерью в девятиметровой комнате.

Слов "Кому апельсинчики? Кому витаминчики?" в сценарии не было. "Спортлото- 82"(1982)
Слов "Кому апельсинчики? Кому витаминчики?" в сценарии не было. "Спортлото- 82"(1982)

Главной удачей в своей творческой жизни Кокшенов считал встречу С Гайдаем. Именно в его фильмах артист оказался особенно органичен. Узнали они друг о друге случайно. У Леонида Йовича была привычка искать таланты в газетных киосках: там продавались копеечные открытки с изображениями артистов. Однажды таким образом он увидел Кокшенова.

Фотография явно была не лучшей: прилизанная челка, синий блейзер, краска с которого из-за неудачной полиграфии перешла на лицо Михаила..."Дайте мне вон того, синенького,"- попросил Гайдай. Он уже знал, что непременно снимет этого персонажа в своем фильме "Не может быть!"(1975).

Режиссер настолько доверял Кокшенову, что даже разрешал ему привносить в фильм заметки и наблюдения. Снимая "Спортлото-82"(1982), охотно включил реплику героя Михаила"Кому апельсинчики? Кому витаминчики?". Сам актер услышал ее на рынке в Алуште.

Он снимался и у других режиссеров, но очередной встречи с Гайдаем на съемочной площадке ждал особенно. Их последним совместным фильмом стал "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди" (1992). В 1993-м Гайдая не стало...

Уход любимого учителя стал непростым периодом и для кино в целом. Снимали мало, платили еще меньше. Многие бросали свое призвание и шли в торговлю, где заработать деньги казалось проще. Но Кокшенов на это был не согласен. Предлагаемые сценарии его не устраивали, и он решил написать собственный. В соавторы взял Аркадия Инина. "Русский бизнес","Русский счет","Русское чудо" -фильмы лепили как пирожки. В названии непременно должно быть что-то"русское", ведь свеженькие шедевры отправлялись, в том числе, за границу.

На съемки Кокшенов тратил копейки -выручало умение договариваться. Нужно огородить территорию, достать пропуск, перекрыть движение? Пожалуйста! Все шли ему навстречу, попадая под обаяние актера.

В годы своей популярности Кокшенов вместе с Савелием Крамаровым были известными "ходоками" среди актеров. С серьезными отношениями Михаилу до поры до времени не везло. Первый брак, хоть и был заключен, оказался скорее вынужденным."Надо! Пора бы уже..."

Супруга бортпроводница Нина Вокрош, родила артисту дочь Алевтину.

Контакт со старшей дочкой Алевтиной актеру удалось наладить лишь спустя годы
Контакт со старшей дочкой Алевтиной актеру удалось наладить лишь спустя годы

Кокшенов хотел назвать дочку Галиной, в честь своей матери, но жена не позволила. И это стало первым камнем преткновения. Со временем их становилось все больше. Когда грянул развод, Нина забрала с собой дочь, фактически не дав ей общаться с отцом. Контакт возобновился, лишь когда девочка повзрослела.

Во второй раз Кокшенов положил глаз на ассистентку режиссера, на 30 лет его моложе. С Еленой они прожили вместе два десятка лет. Красивая, умная, деликатная -лучшей жены невозможно представить. Но и ее Михаил Михайлович оставил. Не просто так- ради новой любви.

Кокшенову часто ставили в укор, что на Наталье он женился по расчету
Кокшенову часто ставили в укор, что на Наталье он женился по расчету

С бизнес-леди Натальей Лепехиной они вместе летели в самолете. Разговорились и не заметили, как пролетело три часа. Кокшенов влюбился. На Тусе, как ласково называл избранницу Михаил Михайлович, он женился в 73 года и был счастлив. Подружился с ее детьми,ради жены крестился и стал ходить в церковь.

Общественность еще долго припоминала ему, что его жена - не какая-нибудь простушка, а директор нефтяной компании.Но Кокшенов лишь посмеивался, намекая, что от этого союза выиграли все. "Я, наконец понял, что такое настоящая семья!"- признавался он.

Но счастью был отмерен свой срок. В 2017 году артисту стало плохо прямо на улице - инсульт. Восстановление шло долго, Михаил Михайлович замкнулся в себе, перестал появляться на людях. Еще спустя два года его сразил сердечный приступ. После об артисте было мало слышно: поговаривали об онкологии, и о коронавирусе.

В последнее время он был частично парализован, не узнавал близких и плохо разговаривал. Уходить в таком состоянии шутнику и балагуру было невероятно сложно. Но судьба не дала выбора. Не стало актера в больнице, летом 2020 года.

«Понравилась статья? Ставьте лайк».