Рост под два метра, белобрысый, все время с широкой улыбкой на лице - с виду актер казался простак простаком. Но за кадром Кокшенов менялся. Про него уже говорили:"Не так прост, как кажется..."
Глуповатые амбалы, деревенские увальни, недотепы... Другие бы давно обиделись на такие роли, но Кокшенову их предлагали постоянно, и он не роптал. Наоборот, каждый эпизод со своим участием старался сделать смешным и запоминающимся.
Отца двухлетнего Миши расстреляли по обвинению в заговоре. Мать в молодости была театральной актрисой,но, оставшись одна с ребенком на руках, вынуждена была пойти санитаркой в роддом.
Женщина была красивой, и толпы поклонников постоянно обивали порог квартиры Кокшеновых. Пока мама ужинала с очередным, Мишу выпроваживали из дома с зажатой в руке банкнотой. Деньги мальчишка тратил на кино. Однажды задумался: "Мама хотела стать актрисой, но не вышло. Почему бы мне не попробовать?"
А еще Миша мечтал стать моряком дальнего плавания -как его дед. После седьмого класса даже отправился поступать в мореходное училище, но не прошел комиссию из-за зрения. Пришлось вернуться в школу, окончить ее с горем пополам, отслужить в армии и только потом приступить к выбору профессии. Кокшенов окончил Московский индустриальный техникум, став геологоразведчиком. Каждое лето выпускники отправлялись в экспедиции. Однако коллеги так много выпивали, что Михаил решил: эта профессия ему точно не подходит.
В глубине души он не оставлял мыслей о сцене. Набравшись смелости, Кокшенов заявился в театральное училище им. Щукина. В фиолетовых штанах, зеленой рубашке и с модным чубом он явно стремился удивить комиссию. И все же на курс его не взяли.
Поступить получилось на следующий год, и то благодаря находчивости. Михаил решил написать монологи под себя. А чтобы у комиссии не возникло вопросов,выдал из за ранние произведения Бунина и Куприна. Никто не догадался, и ему вручили студенческий билет.
От других Кокшенова всегда отличало то, что он никогда не сдавался. Цеплялся за любую возможность и старался брать обаянием. Так, после окончания училища он прошелся почти по всем московским театрам,выбирая лучший. Глаз пал на театр им. Маяковского.
Фактура у начинающего артиста была заметная, но оценили ее не сразу. Сначала ставили в массовку и в эпизоды. В кино тенденция продолжилась.
Но когда Владимир Мотыль позвал Кокшенова сниматься в картине "Женя, Женечка и "катюша"" (1967), актер четко осознал: это начало чего-то нового. Даже из театра ушел: думал - на время, оказалось навсегда.
На съемках Михаил познакомился с Олегом Далем, позже актеры подружились.Оба любили розыгрыши. Выходили на улицу в военной форме и начинали в шутку задерживать прохожих. За такие выходки их самих однажды задержали.Кокшенова - всего на пару суток, а Даля сразу на 15. Съемочный процесс прервать было нельзя, и хулиганов возили на площадку под конвоем.
Когда режиссеры оценили артиста, от предложений не стало отбоя. Он мог одновременно сниматься в пяти картинах! На гастролях же Кокшенов предпочитал заводить краткосрочные романы. Против долгосрочных была его мама, а ее он слушался. Галина Васильевна считала, что женщинам нужны от ее сына только деньги. Да и куда ему было привести жену? Несмотря на растущую популярность, актер продолжал жить с матерью в девятиметровой комнате.
Главной удачей в своей творческой жизни Кокшенов считал встречу С Гайдаем. Именно в его фильмах артист оказался особенно органичен. Узнали они друг о друге случайно. У Леонида Йовича была привычка искать таланты в газетных киосках: там продавались копеечные открытки с изображениями артистов. Однажды таким образом он увидел Кокшенова.
Фотография явно была не лучшей: прилизанная челка, синий блейзер, краска с которого из-за неудачной полиграфии перешла на лицо Михаила..."Дайте мне вон того, синенького,"- попросил Гайдай. Он уже знал, что непременно снимет этого персонажа в своем фильме "Не может быть!"(1975).
Режиссер настолько доверял Кокшенову, что даже разрешал ему привносить в фильм заметки и наблюдения. Снимая "Спортлото-82"(1982), охотно включил реплику героя Михаила"Кому апельсинчики? Кому витаминчики?". Сам актер услышал ее на рынке в Алуште.
Он снимался и у других режиссеров, но очередной встречи с Гайдаем на съемочной площадке ждал особенно. Их последним совместным фильмом стал "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди" (1992). В 1993-м Гайдая не стало...
Уход любимого учителя стал непростым периодом и для кино в целом. Снимали мало, платили еще меньше. Многие бросали свое призвание и шли в торговлю, где заработать деньги казалось проще. Но Кокшенов на это был не согласен. Предлагаемые сценарии его не устраивали, и он решил написать собственный. В соавторы взял Аркадия Инина. "Русский бизнес","Русский счет","Русское чудо" -фильмы лепили как пирожки. В названии непременно должно быть что-то"русское", ведь свеженькие шедевры отправлялись, в том числе, за границу.
На съемки Кокшенов тратил копейки -выручало умение договариваться. Нужно огородить территорию, достать пропуск, перекрыть движение? Пожалуйста! Все шли ему навстречу, попадая под обаяние актера.
В годы своей популярности Кокшенов вместе с Савелием Крамаровым были известными "ходоками" среди актеров. С серьезными отношениями Михаилу до поры до времени не везло. Первый брак, хоть и был заключен, оказался скорее вынужденным."Надо! Пора бы уже..."
Супруга бортпроводница Нина Вокрош, родила артисту дочь Алевтину.
Кокшенов хотел назвать дочку Галиной, в честь своей матери, но жена не позволила. И это стало первым камнем преткновения. Со временем их становилось все больше. Когда грянул развод, Нина забрала с собой дочь, фактически не дав ей общаться с отцом. Контакт возобновился, лишь когда девочка повзрослела.
Во второй раз Кокшенов положил глаз на ассистентку режиссера, на 30 лет его моложе. С Еленой они прожили вместе два десятка лет. Красивая, умная, деликатная -лучшей жены невозможно представить. Но и ее Михаил Михайлович оставил. Не просто так- ради новой любви.
С бизнес-леди Натальей Лепехиной они вместе летели в самолете. Разговорились и не заметили, как пролетело три часа. Кокшенов влюбился. На Тусе, как ласково называл избранницу Михаил Михайлович, он женился в 73 года и был счастлив. Подружился с ее детьми,ради жены крестился и стал ходить в церковь.
Общественность еще долго припоминала ему, что его жена - не какая-нибудь простушка, а директор нефтяной компании.Но Кокшенов лишь посмеивался, намекая, что от этого союза выиграли все. "Я, наконец понял, что такое настоящая семья!"- признавался он.
Но счастью был отмерен свой срок. В 2017 году артисту стало плохо прямо на улице - инсульт. Восстановление шло долго, Михаил Михайлович замкнулся в себе, перестал появляться на людях. Еще спустя два года его сразил сердечный приступ. После об артисте было мало слышно: поговаривали об онкологии, и о коронавирусе.
В последнее время он был частично парализован, не узнавал близких и плохо разговаривал. Уходить в таком состоянии шутнику и балагуру было невероятно сложно. Но судьба не дала выбора. Не стало актера в больнице, летом 2020 года.
«Понравилась статья? Ставьте лайк».