— Почему ты такая страшная, Яна? — мальчишки во дворе насмешками встречали девчонку, хотевшую с ними дружить. — Ведь твоя сестра-близняшка — красавица!
Так Яна Сексте вспоминала о своем детстве, когда обидные слова больно ранили, но она не подавала виду и росла бойким ребёнком. У девочки была мечта: стать актрисой! Яне пришлось научиться принимать свою внешность, ей довелось тяжело пережить предательство мужа, Максима Матвеева, стать хорошей актрисой и встретить свою любовь.
Рижанка Яна рвалась в Россию, мечтая получить хорошее актёрское образование. Но ни о Москве, ни о Санкт-Петербурге девушка и не помышляла из-за дороговизны учёбы. Рассматривала Ярославль, Новосибирск, Нижний Новгород и вдруг... Готовясь к школьным выпускным экзаменам, девочка узнала о программе поддержки зарубежных русскоязычных театров.
В Риге набирали студентов, учёба в Школе-студии МХАТ оплачивалась крупным банком, а по окончании надо было отработать три года в латвийском русскоязычном театре.
— На туры в Ригу приехал сам Олег Табаков, набиравший курс! — восклицала Яна. — Это же мастер мечты... И он меня взял! Я читала Роберта Бернса «Что делать девчонке». Даже не могу сказать, что Табаков смеялся — он ржал. Я же была очень толстой, как шар. А мне казалось, я такая драматическая артистка... После первого тура Табаков мне сказал: «Ты, мать, больше не читай это...».
Для меня четыре года учёбы стали временем адского счастья и адского рая. Это физически очень тяжело — заниматься танцами, сценическим движением, фехтованием, не говоря уже об актёрском мастерстве. Учёба идёт сутками напролёт, без выходных!
В 2002 году Яна успешно окончила студию и уехала в Ригу, напутствуемая Табаковым:
— Отработаешь по распределению три года — и возвращайся. Только не выходи замуж и не говори по-латышски.
Дело в том, что во время учёбы Сексте пришлось много заниматься речью, чтобы исчез прибалтийский акцент.
— Мне казалось, что я прекрасно говорю по-русски. Но на предмете «сценическая речь» вдруг выяснилось, что я, оказывается, не выговариваю тридцать три буквы алфавита! — смеялась Сексте. — Сейчас я прекрасно слышу прибалтийскую мелодику языка, но тогда мы с другими студентами-рижанами не могли понять, почему москвичи у нас спрашивали: «А вы из Прибалтики?» Сидели часами с текстами в руках и изучали правила орфоэпии. Редуцировали, какие звуки «съедаются», а что произносится.
Яна отработала три года в Рижском русском театре им. Михаила Чехова, ни минуты не сомневаясь, что Олег Павлович своё слово сдержит. И действительно, в Москве Яна оказалась в театре своей мечты — Театре Олега Табакова.
— Табаков взял меня в Школу-студию не из-за внешности: некрасивая и толстая как Колобок! Просто он почувствовал, что я обладаю необходимой энергетикой, а актрисы нужны не только красивые. Уже к окончанию первого курса я скинула 10 кг из-за физических нагрузок и из-за того, что мама не закармливает — жила в общаге! И, конечно, в свой театр он меня пригласил не за красивые глаза.
Оказавшись снова в Москве, Яна постеснялась попросить общежитие и некоторое время жила у знакомого из Риги. Когда в театре об этом узнали, тут же выделили комнату в театральном общежитии на Покровке. А через три года в ее комнатку вселился муж, Максим Матвеев.
Актеры поженились в 2008 году, познакомившись на репетиции спектакля «Сорок первый. Opus Posth». Между Яной и Максимом завязались дружеские отношения, которые быстро переросли в любовные. Закончилось все свадьбой, и чувства казались глубокими и взаимными, но...
— Наша история с Максимом Матвеевым — это прекрасная, чудесная, как выяснилось со временем, история... Была прекрасная история любви, а затем — драматичная, болезненная, чудовищная для всех, кто в нее попал. Для всех, кого она коснулась, включая наших родителей. Но каждый из нас прошел этот путь с максимальным достоинством.
Матвеев познакомился с Елизаветой Боярской ещё в 2007 году на пробах к фильму «1612».
— Меня поставили в пару с Максимом. Когда я его увидела, то остолбенела. У меня сразу всё вспыхнуло. Мне уже было всё равно, что это пробы. Я только пыталась понять, кто этот человек, и почему я раньше его не видела, — вспоминала Боярская.
Матвеев тогда был увлечен Яной, и на Лизу внимания не обращал. Но Боярская не могла забыть актера.
— Нас кто-то подвез на машине. Мы вместе сидели на заднем сидении. Перед тем, как выйти, я сказала ему: «До свидания», а сама подумала: «И это все?!», — рассказывала Лиза.
А в 2010 году Матвеев и Боярская снимались в главных ролях в картине «Не скажу». Съемки длились 17 дней и проходили в Санкт-Петербурге.
— Тогда мне одного часа хватило для того, чтобы понять: я влюблена невероятно, — делилась Боярская. — Максим был женат. И там была непростая история. Но слава Богу, что мы сейчас вчетвером, я, Максим и Яна с ее мужем, поддерживаем хорошие отношения.
В том же году Матвеев развелся с Сексте и женился на Боярской. Для Яны все произошедшее было неожиданным и тяжелым ударом. Максиму тоже было непросто, он так сказал о тех событиях:
— Это все было для меня, говоря современным языком, адово. Это сложно было…
Яна ушла с головой в работу после болезненного развода и именно на работе, в своём любимом театре, в 2012 году встретила своего будущего мужа, композитора Дмитрия Марина.
— Мы с Митей встретились на репетиции спектакля «Брак 2.0» и прямо в зале влюбились друг в друга! — вспоминала Яна. — На репетиции спектакля «Сестра Надежда» начался наш роман. Когда я приступила к репетициям «Трех сестер», оказалась беременной Аней. Я живу премьерами и спектаклями, а не цифрами! Но, получается, встретились в 2012-м, жили вместе год и поженились, а в 2014 году на свет появилась доченька. Я — гражданка Латвии с ВНЖ в России, муж — гражданин России и Канады, а дочь, соответственно, гражданка России, Канады и Латвии. Но наш дом — Россия, Москва.
Яна Сексте известна прежде всего как театральная актриса. Но она часто снимается и в кино, хотя театр для нее гораздо важнее.
А так выглядит сестра-близнец Яны Инна:
По поводу своей внешности Яна не расстраивается. Когда-то мама сказала ей довольно банальную вещь, когда девочку в очередной раз дразнили мальчишки во дворе.
— Помнишь сказку о гадком утенке? — мама улыбалась, обнимая дочь. — Яна, однажды ты станешь лебедем.
Актрису часто включают в "топы самых уродливых актрис России". Она лишь смеется:
— Я самая страшная актриса России? Самая уродливая? Прогресс, однако! Раньше я входила только в топ латвийских артисток.
Но все же понимают, что можно быть красивой пустышкой, представляя собой ноль как актриса.
— Я почему-то поверила маме, — говорит Яна. — А потом поняла, что мое преображение произошло тогда, когда я нашла дело жизни, где пригодилось все. И моя своеобразная внешность, и эмоциональность, с которой в обычной жизни сложно. Просто надо поверить, что ты — лебедь. И я счастлива!