Живописцы XIX века обращали внимание на судьбы «маленьких людей» и находили вдохновение в библейских сюжетах.
Давайте посмотрим на несколько примеров таких картин.
1. Виктор Васнецов «С квартиры на квартиру» (1876 г.)
Эта картина принесла Васнецову большой успех, хотя в итоге мы знаем художника прежде всего как автора картин на сказочные сюжеты.
На этом полотне, хранящемся в Третьяковской галерее, запечатлена пара стариков, бредущая по замерзшей Неве со скромным узлом пожитков.
На лице старика мы читаем отпечатки вины. Скорее всего, из-за его долгов им пришлось покинуть ставшее не по карману жилье. Лицо старухи строго и непроницаемо. Рядом с бедняками изображена печальная собачонка, а на фоне возвышается строгий шпиль Петропавловского собора.
2. Виктор Васнецов «Алёнушка» (1881 г.)
Еще одна грустная картина художника.
За спиной Аленушки изображен дремучий, мрачный лес, создающий давящую атмосферу. Кажется, что девушка заблудилась во мраке жизни и дорогу к настоящему дому ей уже не сыскать. Но Васнецов оставляет героине надежду: над ее головой на ветви дерева сидят ласточки, которые в то время считались символом надежды.
3. Николай Ге «Совесть, Иуда» (1891 г.)
Выразить внутренние терзания человека попытался Николай Ге в картине «Совесть, Иуда». Полотно изображает кутающуюся в одежду одинокую фигуру, стоящую спиной к зрителю и холодному лунному свету. Это Иуда, который смотрит, как солдаты с факелами уводят преданного им Иисуса Христа.
К слову, многие критики и коллеги художника считали эту картину слабой и неудачной.
4. Василий Поленов «Больная» (1886 г.)
Картина отражает личные трагедии художника, потерявшего сперва возлюбленную Марию Оболенскую, затем любившую его самого Елизавету Богуславскую, а в конце концов и сестру-близнеца Веру. Над этим полотном художник работал в течение долгих 13 лет.
На картине 1886 года изображена комната, едва освещенная лампой с зеленым абажуром. Терзаемая недугом девушка, лицо которой трудно разобрать в сумраке, лежит на кровати — художник дает понять, что дни ее сочтены.
5. Василий Перов «Очередные у бассейна» (1865 г.)
В Москве еще не существовало водопровода: воду хранили в так называемых бассейнах, а горожане платили за ее доставку водовозам или набирали сами, но также за плату. Ночью за бассейнами никто не следил, и после наступления сумерек бедняки шли к бассейнам и выстраивались в очередь, чтобы наполнить ведра. Зимой плохо одетым людям приходилось стоять на лютом морозе. Здесь собирались и старики, и женщины, и дети, которые могли рассчитывать только на себя.
На этом все. Какая картинка из нашей подборки вызвала у вас наибольшие эмоции? Поделитесь в комментариях.
Ну и, конечно, подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы ежедневно читать интересные новости из мира искусства (и заодно немного подсмотреть за жизнью студентов факультета арт-бизнеса:)