Найти тему
Наша Добринка

О нравах и обычаях жителей Средней Матренки до Революции

Старый храм не пережил времени большевистской власти. Но в селе теперь есть вот такая часовня.
Старый храм не пережил времени большевистской власти. Но в селе теперь есть вот такая часовня.

Заметка опубликована в 1912 году в Тамбовских епархиальных ведомостях на основе поездки архиепископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) по епархии. Поездка длилась с 15 по 25 сентября, охватила несколько уездов, в том числе и Усманский, где епископ побывал в нескольких селах на территории современного Добринского района.

-2

+++

Средняя Матренка (Губино). Приход села Матренки раскинулся на правом берегу маленькой, почти пересыхающей летом речёнки, которая по селу называется Матрёнкой.

Расположено село на дороге от г. Усмани в село Новочеркутино и Чамлык; расстоянием от г. Тамбова в 130 и от г. Усмани в 35 верстах. Ближайшая почтовая и железнодорожная станция Добринка по Грязе-Царицинской железной дороге в 19 верстах от села.

Официальное название села Средняя Матренка в народе почти неизвестно; его заменяет собою другое Губино, по имени первого поселенца в этой местности крестьянина Губина.

Первоначально приход состоял только из села Губина, да деревни Малой Матренки или Пучковки, населенных государственными крестьянами. С течением времени ближайшие к селу помещики стали переселять на свои земли крестьян с других своих вотчин и около села образовались четыре деревни: Кононовка и Александровка - в 1 версте, Елизаветино - в 3, и Никольское - в 5 верстах.

На восток от села есть еще населенная государственными крестьянами деревня Малые Отрожки, или по простонародному - Скучаи. Это народное название крестьяне объясняют так: когда им приходилось по дороге на базар проезжать мимо первого поселенца этой деревни, он на вопрос, как он живет, отвечал обычно: «да что скучаю».

Храм в приходе всегда был один: не было и часовен. Ни раскола, ни сектанства в приходе никогда не было.

Прихожане Средней Матренки все великороссы: собрались они к одному месту из других сел Усманскаго уезда в конце 18 столетия. Сейчас в приходе душ 1812 мужского и 1832 женского пола. Два семейства дворян, несколько семей купцов, мещан и временно проживающих. Село Малая Матренка и Малые Отрожки - государственные, а остальные деревни - бывших помещиков крестьяне.

Религиозной настроенности прихода может позавидовать любой другой угол. Посещение праздничных церковных служб, говеть в Великий, а для стариков и в Успенский и Рождественский посты, образцово чинное и внимательное стояние в храме, благоговейное отношение к предметам религиозного почитания - иконам, строгое до крайности соблюдение всех постов, равно среды и пятницы, благоговейное отношение к памяти умерших - вот черты Губинских крестьян. Даже при бесхлебье последних лет многие дворы служат на домах ежемесячно водосвятные молебны.

Усопших взрослых поминают все; более зажиточные служат сорокоусты, причем такие в день погребения и последний сороковой день кормят много народа. В так называемые родительские субботы каждый двор несет в храм свое семейное поминание. Кроме храмового и двунадесятых праздников, особенно чтутся дни: Св. Николая, Казанской Божией Матери, Ильи пророка, мч. Флора и Лавра и, в последние годы, Преподобного Серафима.

18 августа на площади около храма служится водосвятный молебен и крестьяне приводят сюда лошадей для окропления их святой водой. В день Преполовения совершается крестный ход по всему селу, причем многие крестьяне против своих изб или на дворах ставят столы с чистыми скатертями и хлебом с солью: здесь процессия останавливается и служится молебен.

1 августа крестный ход на реку.

Ежегодно по окончании ярового посева бывают крестные ходы по полям, причем каждое общество и каждая группа арендаторов молебствуют отдельно от других. В день «богомолья» участники его считают грехом работать и проводят этот день по-праздничному. Заканчиваются такие моленья обильной трапезой под открытым небом, причем к ней приглашаются находящиеся в это время в селе убогие и калеки.

Особых выдающихся или характерных обычаев при свадебных или похоронных обрядах в приходе нет. При трудных родах до последних лет (5-6 назад) крестьяне приходили к священнику с просьбой отворить «врата» (Царские). Редкие в последние годы такие просьбы, после разъяснения прихожанам всей неуместности такой меры, совершенно прекратились.

Отметим бытовое с религиозной подкладкой, хотя может быть и не очень характерное, явление - черничество, существующее в Матренке. Суть его в том, что известное количество девушек отказались навсегда от брака. Домашний их режим близок к монастырскому, живут они отдельно от мужчин, в положенное время вычитывают акафисты, а главным образом псалтырь; если их в одной хате несколько, то одну почитают за матушку-игуменью, причем, однако, называют ее тетенькой. Она в келье заведует всем и распоряжается всеми.

Мяса чернички не едят совершенно; в пище строги по монастырски. Одеваются во все черное. Живут, т.е. содержатся чтением псалтырей и шитьем на машинах. Это все обычно. Но то, как попадают они в чернички, заставляет призадуматься. Например, у Максимовны не заладили коровы: несколько лет кряду телят бычков. Отсюда обет: следующая девчонка, которую она родит, будет черничкой. Эта уж мяса не покушает во всю жизнь: ее кормят отдельно с 2 лет, т. е. с того времени, как она становится способной жевать.

Часто девушкам приходится искупать всею своею жизнью грехи и ошибки не скотов только, но и людей: пьет запоем муж, старшая дочь «грешит» от мужа, с самой матерью временами случается тоска, - все это поводы обречь следующую, а часто и существующую «девку» в чернички.

Случаи выхода черничек в мир, т. е, замуж, бывают раз в десятки лет. Чаще с ними случаются просто «грехи», но и это крайне редкое на протяжении 15-20 лет явление.

В отношениях к причту, а также ко всевозможному начальству крестьяне крайне почтительны и вежливы, таковы же и в отношениях к своим старикам: снимание шапки и поклоны при встречах обязательны для всякого, раз он в состоянии снять шапку сам т.е. для всякого имеющего 7- 8 лет от роду.

Между собою живут мирно; побоищ здесь никогда не бывало; драк нет и сейчас; не слышно и о крупных ссорах ни на миру, ни в отдельных семьях. Если же последние и случаются иногда, - первым, а часто и последним, судьей ссорящихся, часто и тяжущихся, бывает «папашка», т. е. священник.

Бесшабашный разгул в приходе не наблюдается; так называемые «улицы» собираются по праздничным дням, но толпа идет чинно с гармоникой, песнями, иногда и пляшущими в кругу. Но против дома священника идут молча: «не хорошо», т. е. непочтительно. Молча проходят и мимо храма - грешно; здесь все останавливаются и делают по направлению к храму поклоны.

Исключительное занятие крестьян - хлебопашество. Помимо обычных хлебов ржи, овса, проса и гречи, сеют в последние годы мак, подсолнух, горчицу. Орудия обработки - соха и плуг; орудие уборки - жнейка. Привыкши издавна к сытому житью, крестьяне в последние 10 лет арендуют большую половину смежных помещичьих земель. Отхожих промыслов никаких; ремеслами тоже не занимаются.

Процент грамотных очень небольшой, разумею взрослых от 30 лет. Так как первая школа - земская открыта в 1881 году, то старше 30 лет все неграмотные. В 1886 году открыта в приходе церковноприходская школа, а в 1909 г. - вторая земская в Пучкове. В возрасте от 20 до 30 лет грамотных 10-13%. Молодежь грамотна едва ли не наполовину. Не ходят в школу только те, у кого не во что одеться и обуться. Книгу крестьяне любят, поучения и беседы слушают с редким захватывающим интересом. В таких случаях в храме, как говорят, подлинно слышно, как муха пролетит. Поют плохо, разумею пение светское: не у кого и негде было учиться. Учителей певунов здесь никогда не было; а по сторонам крестьяне не ходят.

В школах в настоящее время 199 человек в двух земских и 45 человек в церковной. Успехи в церковной школе найдены очень хорошими.

Приходской храм села Матренки устроен в 1807 году, каменный, однопрестольный, во имя Св. Вмч. Димитрия Мироточивого. Строился храм по грамоте Епископа Тамбовского Феофила на средства прихожан крестьян. Первоначально он имел вид длинного и узкого здания, приделы пристроены после, когда храм стал тесен, приблизительно в 30 годах 19 столетия. С течением времени храм оказался опять малопоместительным, а в 1884 году сделана была капитальная перестройка его. Наконец, в 1904-1905 г.г. храм приведен в настоящий вид: он удлинен, на месте старой поставлена новая колокольня.

Храм - крестообразный; окна в один ряд с железными решетками, в куполе же без решеток. Купол один. На нем и на колокольне железные вызолочные кресты. Входных дверей три: западная, южная и северная. Здание крепко; площадь его 110 кв. саж. (1 сажень = 2,13 метра – современное прим. Ред.). Сводчатые стены храма изнутри оштукатурены; в алтаре центральной части близ алтаря и по панели выкрашены масляной краской; в остальных частях и своды клеевой. Пол деревянный, солея возвышена на две ступени; алтарь одночастный мерою 4 кв. сажен. Престол деревянный; над ним сень на золоченных столбах. Иконостас в 4 яруса, белый, под эмаль, с золочеными колоннами, резьбой и рамами на иконах; такие же царские двери. Иконостас поставлен в 1906 году. С 1902 г. храм теплый. Ризница и утварь в церкви имеются весьма ценная и в большом количестве.

Содержится храм благодаря исключительной заботливости церковного старосты Н.B. Павлова в отличном порядке. При храме имеется отличный хор певчих и давно заведено отличное общее пени.

+++

Если вам понравилась публикация, можем рассказать о других селах и приходах, которые посетил епископ в ходе своей поездки.