Найти тему
Hussle.ru

Оборачиваемость товара: как и для чего ее необходимо считать

Оглавление

Чтобы компания могла планировать, в какой период времени нужно заказать партию того или иного товара, а также в каком количестве он необходим, ей важно понимать, сколько дней потребуется, чтобы реализовать ту или иную продукцию. Некоторые собственники, особенно в начале предпринимательского пути, опираются в этом вопросе на свои предположения и гипотезы, однако намного эффективнее рассчитывать оборачиваемость товара — показатель, который помогает принимать взвешенные решения. Сегодня разбираем основные формулы для расчета и говорим о том, как использовать информацию в бизнесе.

Что показывает оборачиваемость товара и для чего ее считать

  📷
📷

Представим, что у вас магазин аксессуаров для мобильных телефонов и вы на регулярной основе заказываете набор продукции, реализацией которой занимаетесь, — чехлы для гаджетов, штативы, защитные стекла и т. д. Какие-то позиции пользуются большей популярностью, их раскупают быстро, другие задерживаются на витрине и складе дольше — чтобы всегда предлагать покупателям необходимый ассортимент, нужно понимать, за сколько дней вы в среднем продаете каждое наименование.

Показатель оборачиваемости товара как раз и демонстрирует, в течение какого среднего периода времени вы реализуете все позиции, а значит, наглядно показывает, как много и за сколько дней вы зарабатываете на разных составляющих ассортимента.

Для чего это необходимо знать?

  • Так проще и эффективнее планировать закупки — например, если после расчетов вы понимаете, что показатель оборачиваемости по какой-то категории высокий, вам необходимо заказывать такой товар чаще либо большими объемами, чтобы обеспечивать наличие определенных позиций на складе и витрине. Если низкий — вы можете, наоборот, отказаться от неактуальных изделий, которые подолгу остаются на складе не востребованными, и, во-первых, сократить объем закупок, во-вторых, выбрать какие-то способы реализовать то, что занимает место, быстрее — разработать акции, специальные предложения, чтобы не замораживать деньги и не работать в минус.
  • Позволяет оптимизировать деятельности компании, приобретая востребованный товар, приносящий прибыль, а значит, увеличить выручку, и минимизировать закуп того, который не востребован. В результате проще разработать стратегию взаимодействия с ассортиментной матрицей, позволяющей бизнесу предлагать своим клиентам актуальный товар и сохранять конкурентоспособность на рынке.

Нормы оборачиваемости определяются, исходя из особенностей ниши и опыта работы каждой компании, как правило, отталкиваясь от данных конкретной организации, и в дальнейшем при расчетах получаемый показатель сравнивается с тем, который является для вас нормальным.

Как рассчитать оборачиваемость товара

  📷
📷

Предположим, что вы хотите вычислить показатель для магазина аксессуаров для мобильных телефонов, например для защитных стекол.

Чтобы это сделать, понадобится собрать ряд данных:

  • Дни расчетного периода, в течение которых вы считаете оборачиваемость того или иного товара, — например месяц, квартал, неделя и т. д. Допустим, вас интересует интервал в 30 дней.
  • Товарный запас — рассчитывается средний показатель, который получается путем суммирования стоимости позиции на старте и по завершению периода, в рамках которого ведутся вычисления, а затем полученное число делят на два. Например, вначале у вас было в наличии защитных стекол на 50 тысяч рублей, сейчас на 5 тысяч рублей. Итого данный показатель составляет 27 тысяч 500 рублей.
  • Сумму продаж за период — допустим, в вашем случае она составила 100 тысяч рублей.

Показатель рассчитывается по формуле, где средний товарный запас умножается на число, полученное, если количество дней при расчетном периоде разделить на сумму продаж.

Например: 27500 х (30/100 000) = 8,25 дней
Это означает, что примерно за 8 дней выбранный товар оборачивается.

Можно рассчитать оборачиваемость и по другим позициям: скажем, по чехлам для мобильных телефонов.

Предположим, вы также решили выяснить, сколько дней требуется для реализации данной позиции, средний товарный запас по ней вычисляется, опираясь на следующие данные: на текущий момент у вас в наличии чехлов на 15 тысяч рублей, в начале периода — на 30 тысяч рублей, в таком случае данный показатель будет 22 тысячи 500 рублей. Сумма продаж за период составила 60 тысяч рублей.
Тогда оборачиваемость рассчитывается следующим образом: 22500 х (30/60000) = 11 дней.

Стоит отметить, что показатель вычисляется отдельно для каждой категории и он помогает понять, с какой периодичностью нужно планировать и осуществлять закупки разных позиций, а также какие из них являются наиболее и наименее востребованными. На основе полученных данных намного проще оптимизировать ассортимент продукции и определиться с товарами, которые приносят больше прибыли в кратчайшие сроки.

Неустойка в бизнесе: в каких случаях предусмотрена и как ее правильно рассчитать

Что такое показатель отказов в рассылках и как его снизить