Найти в Дзене

Инженерный стандарт: Владимир Челомей – гений ракетостроения

Ход развития нашей цивилизации сложился таким образом, что рубеж XIX-XX стал эпохой выдающихся ученых, изобретателей и конструкторов. Если фундаментальные работы, открытия и теории пришлись, в основном на XIX век, то практические прорывы, новые изобретения, технологии – это уже, по большей части, начало XX века. Вопрос «Назовите одного или нескольких изобретателей XIX века», вряд ли встретит затруднение у любого образованного человека. Королев, Тьюринг, Форд и так далее. В целом, можно назвать практически любую марку иностранного автомобиля, любой советский самолет или оружие – и с вероятностью 70-80% попадешь в фамилию его изобретателя. Имя Владимира Николаевича Челомея не увековечено в названии города, оно не стало нарицательным, например, для ракеты, его вряд ли назовет обыватель, вспоминая конструкторов, стоящих у истока российской космонавтики. Однако именно вклад Челомея в сфере ракетостроения – невероятен. Работы этого, без преувеличения, великого ученого-конструктора, стали ос

Ход развития нашей цивилизации сложился таким образом, что рубеж XIX-XX стал эпохой выдающихся ученых, изобретателей и конструкторов. Если фундаментальные работы, открытия и теории пришлись, в основном на XIX век, то практические прорывы, новые изобретения, технологии – это уже, по большей части, начало XX века. Вопрос «Назовите одного или нескольких изобретателей XIX века», вряд ли встретит затруднение у любого образованного человека. Королев, Тьюринг, Форд и так далее. В целом, можно назвать практически любую марку иностранного автомобиля, любой советский самолет или оружие – и с вероятностью 70-80% попадешь в фамилию его изобретателя.

Имя Владимира Николаевича Челомея не увековечено в названии города, оно не стало нарицательным, например, для ракеты, его вряд ли назовет обыватель, вспоминая конструкторов, стоящих у истока российской космонавтики. Однако именно вклад Челомея в сфере ракетостроения – невероятен. Работы этого, без преувеличения, великого ученого-конструктора, стали основой безопасности и важной составляющей частью советского ядерного щита. Именно его разработки позволили начать и долгое время осваивать космические пространства. Его идеи легли в основу создания станции для работы в космосе.

Для перечисления и описания всех разработок Владимира Николаевича придется писать несколько отдельных материалов. Первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, авиационные ракеты (в 50-х годах их называли «самолеты снаряды»), ракеты для подводного флота, межконтинентальные баллистические ракеты (некоторые до сих пор стоят на вооружении), ракетоноситель «Протон», первые спутники, орбитальные пилотируемые станции. Это только основные, знаковые проекты, которые инициировал и в создании которых уставал Челомей. Всего он является автором 87 научных трудов и изобретений по специальной тематике (по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов).

Первая в мире противокорабельная крылатая ракета «Аметист» с подводным стартом
Первая в мире противокорабельная крылатая ракета «Аметист» с подводным стартом

Биографию Н.В. Челомея – можно без труда найти в интернете, как и его достижения. Мы же попытаемся посмотреть на выдающегося человека со стороны его коллег – инженеров-конструкторов.

Как и у многих талантливых людей первой половину XX века, карьера Челомея развивалась стремительно. Он родился в 1914 году, получил техническое образование в области авиастроения. Уже в 18 лет работал конструктором двигателей, а в 22 года он читал лекции по теории колебаний на авиационном заводе. В рамках лекций Челомей консультирует конструкторов предприятия, что позволяет устранить опасные колебания, в моторе, готовившимся к серийному выпуску. Молодой инженер не побоялся и не постеснялся указать взрослым конструкторам на недочеты их разработки!

Эту черту характера Челомея на себе испытал и академик Алексей Николаевич Крылов – советский кораблестроитель, автор многих основополагающих трудов по математике, механике и теории корабля. Изучая работы Крылова, Челомей обнаружил некоторые просчеты в одной из работ и тут же направился в гости непосредственно к самому академику, уехав при этом в другой годов. Без обиняков, с порога молодой человек начал объяснять заслуженному ученому о каких-то недостатках в его работе. Представить первую реакцию Крылова, наверное, не сложно. Но доводы Челомея оказались верными и постепенно разговор перешел в научный диспут, а потом и в дружескую беседу.

В 1940 году Челомей стал одним из 50 Сталинских стипендиатов, работающих над докторскими диссертациями. Челомею было только 26 лет – он был самым молодим из получивших столь ценную стипендию. В 27 он уже возглавил отдел Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова, а в 30 получил под свое начало конструкторское бюро!

Работу в ОКБ-51, наверное, нельзя назвать успешной. Точнее – результаты работы были признаны неудовлетворительными. В ОКБ Челомей работал над созданием самолета-снаряда, наподобие немецкой ФАУ-1. На тот момент снаряды с реактивным двигателем (прообразы современных ракет) были чрезвычайно неточными, в результате образцы, созданные Челомеем, на вооружение приняты так и не были. В 1953 году проект был закрыт.

Однако наработки, сделанные в ОКБ, были перспективными и Челомей вновь повел себя очень самоуверенно – в 1953 году он заявился на порог уже к инженер-адмиралу Павлу Григорьевичу Котову. На тот момент это был главный оружейник флота. «Я Челомей у меня отобрали КБ, но осталась группа, человек двадцать... Могу предложить такую вот штуку». Так, по словам Кротова отрекомендовал себя Владимир Николаевич, и предложил наработки крылатой ракеты для подводных лодок. Уникальностью разработки было то, что крылья у ракеты уже «распускались после запуска. На тот момент такая технология казалась фантастикой. Однако Челомей сделал такую ракету. В 1959 ракеты поступили на вооружение.

Набросок противокорабельной крылатой ракеты «Гранит», сделанный В.Н. Челомеем
Набросок противокорабельной крылатой ракеты «Гранит», сделанный В.Н. Челомеем

Ракеты Челомея были так мощны, что полетели за горизонт, соответственно, чтобы контролировать их полет нужно было забраться повыше и Челомей уже во всю смотрел в космос. Для него, как инженера, решение задачи увеличения дальности полета, открыло новую задачу – контроль этого полета. И здесь инженерная мысль гениального конструктора взяла новый виток: Челомей стал думать каким образом полет ракеты можно контролировать с орбиты. Скорее всего, именно в этот момент и родилась идея орбитальной космической станции. Впрочем, для начла нужно было решить вопрос контроля маневрирования космических аппаратов, а также вопрос доставки грузов в космос.

В результате решения первой задачи был создан первый в мире маневрирующий спутник «Полёт-1», который впервые был испытан в 1963 году. В 70-х годах Челомей активно разрабатывал уже орбитальную станцию - ракетно-космическую систему «Алмаз». Впоследствии эти разработки легли в основу гражданских орбитальных станций серии «Салют».

Компоновка орбитальной пилотируемой станции «Алмаз»
Компоновка орбитальной пилотируемой станции «Алмаз»

Для доставки грузов в космос Челомей начала разрабатывать грузовые космические корабли. В результате появилась целая линейка универсальных ракет, которые использовались как в военных целях, так и для освоения космоса. Самая маломощная баллистическая ракета этого семейства стала на вооружение РВСН. Примечательно, что за счет уникальных решений эта ракета стала самой дешевой и одной из самых надежных в мире на тот момент. А более мощная ракета этого семейства – известный ракетоноситель «Протон». Это самый массовый ракетоноситель, который выполнил уже свыше 400 пусков, и все еще используется!

Более мощные ракеты, которые разрабатывал Челомей, были не столь успешны. Однако сама идея таких мощных ракет трансформировалась в проект ракетоносителя «Ангара».

К сожалению, срок человеческой жизни не дает таким гениальным людям как Владимир Николаевич Челомей, полностью реализовать свой потенциал. Он умер в 1984 году, до последнего думая о новых разработках. Сегодня идеи гениально инженера продолжают жить в новых современных проектах!

«Весь жизненный путь Владимира Николаевича Челомея – это путь инженера, изобретателя, конструктора ученого. Он не боялся говорить об ошибках других, но не с укором, а с интересом и с желанием их исправить. Он не боялся собственных ошибок, потому что в работе конструктора, как нигде верен принцип, что тот не ошибается, кто ничего не делает. Он был верен своей стране – всю жизнь работал там, где был нужен. Он не боялся мечтать и идти к своим мечтам. Он оставил огромное наследие и в качестве действующих разработок, и в качестве идей. Из личных характеристик – Челомей был очень интеллигентным, всесторонне развитым, жестким в работе, ценил рабочие качества коллег. В общем, это был идеальный образец инженера-конструктора, высочайший стандарт профессионализма, к которому и сегодня необходимо стремится современным инженерам», - подчеркнул Первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский.