А они меняются? Ну вообще-то да. И я это вижу. Хотя, понятно, что среди больших семей много самых разных. Как и среди остальных, впрочем. Но даже в среднем, чисто статистически, ситуация улучшается. Написала об этом новый текст в "Стол". Привожу в нем кучу цифр и фактов из свежих исследований. Рассказываю о переменах в уровне благосостояния, в образе мышления, в системе ценностей. Развенчиваю немного стереотипы, короче.
За последние пять лет в России стало на четверть больше многодетных семей. При этом число тех из них, что живут за чертой бедности, наоборот, сократилось. Да и вообще социальный портрет больших семей меняется. Вот только отношение общества к феномену многодетности, кажется, остаётся прежним и очень часто, увы, подозрительно-пренебрежительным. Сознанием людей часто рулят стереотипы. А уж образ огромной семьи в России буквально соткан из клише. Самое время развеять сложившиеся заблуждения.
Многодетные – значит нищие?
Малообеспеченность большой семьи в России – это, конечно, не миф. Таких действительно много. Но постепенно доля бедных многодетных снижается: если десять лет назад их было 53%, то сейчас 30,5%. Можно, конечно, усмотреть тут манипуляции со статистикой. И отчасти эти подозрения будут справедливы: цифрами в государственных ведомствах у нас действительно порой жонглируют виртуозно, чего бы они ни касались. Однако нельзя и совсем отрицать реальность.
Уровень благосостояния в больших семьях действительно подтягивается. Я это говорю как человек, который наблюдает множество таких семей вокруг. Я сама многодетная мама, у меня много знакомых многодетных, а ещё я работаю в школе и какое-то время даже трудилась классным руководителем и составляла все эти социальные паспорта, общалась с огромным числом самых разных семей. И вот я подтверждаю: нищета, крайняя нуждаемость и правда потихоньку отступают от многодетных. Хотя в целом, конечно, риск бедности остаётся высоким, но для всех семей с детьми вообще, а не только для многодетных. А самыми уязвимыми остаются неполные семьи, причём даже если в них один ребёнок.
Живут на пособия, объедая честных налогоплательщиков?
Из первого стереотипа вырастает следующий. К сожалению, многие сегодня воспринимают многодетные семьи как балласт, бремя для экономики и социальных институтов. Многие верят, что государство почти полностью содержит большие семьи, заваливая их пособиями, льготами и компенсациями. Но это, конечно, не так. На социальную помощь от государства могут рассчитывать все малоимущие граждане страны, независимо от количества детей. Собственно, не обязательно даже их наличие вовсе. Так, например, на социальные выплаты из бюджета имеют право и пожилые россияне, получающие пенсию ниже прожиточного минимума. Сколько они там родили в своё время новых граждан – их никто при этом не спрашивает.
Часто слышны возмущения, что многодетным щедрое государство дарит участки, квартиры и машины. Это, мягко говоря, большое преувеличение, следствие пошлого пиара власти на теме демографии. Участки выдаются по принципу «На тебе, Боже, что мне негоже» – на болотах, вблизи свалок или в полях без признаков цивилизации в радиусе ста километров. Очередь на жильё, говорят, где-то есть, и там даже вроде бы кто-то стоит, но не одни лишь многодетные, а все льготники, в том числе ещё ветераны ВОВ. Впрочем, нуждающиеся многодетные выпадают из этой очереди, бывает, быстрее ветеранов – дети вырастают.
Многодетные куда чаще решают жилищный вопрос с помощью ипотеки. И бонус для них тут только один – субсидия 450 тысяч. Но положена она не всем, а только тем, у кого третий ребёнок родился после 2018 года. Всего за шесть лет действия программы льготой воспользовались 200 тысяч семей, что составляет примерно 10% от общего числа многодетных. Сколько больших семей платят жилищные кредиты без льгот – статистика умалчивает. Но судя, например, по моему окружению, таких немало. Я тоже плачу кредит за квартиру на общих основаниях. Плачу, к слову, за вторичку. И, если верить данным ВТБ, многодетные гораздо чаще выбирают жильё в домах с историей, а не льготную семейную ипотеку на новостройки. Что ж, это объяснимо: многие из этих людей, вопреки стереотипам, умеют не только детей делать, но считать, а до 2022 года ипотека под 8–10% на вторичном рынке была сильно выгоднее, чем кредит под 6% на ужасно переоцененные только возводимые человейники.
Дальше по ссылке