То, что для человека возраст расцвета, для спектакля – время деменции. Не нужно иллюзий... Спектакль потерял заряд оригинальности, художественности.
Константин Богомолов о спектакле «Служанки» Романа Виктюка (колонка РИА Новости)
Что ушло из жизни вместе с ним? Ушел какой-то светящийся столб. Ушла какая-то опора…
Валентина Талызина (из интервью)
Совсем недавно в театральном мире произошло событие, не оставившее равнодушным практически никого. Речь идет о назначении Константина Богомолова на пост руководителя Театра Романа Виктюка, переименовании театра в «сцену «Мельников» и остроумное замечание про мукомольную фабрику, изготовившуюся испечь новый русский театр. Беседка с интересом изучила пламенные речи Богомолова, вдохновленные безоговорочной верой в свой творческий и менеджменский гений (не знаю, что тут важнее), а также культурный контекст, в котором, конечно же, осталось высказывание Романа Григорьевича о новых менеджерах от искусства:
«Богомолов принадлежит к поколению, которое не верит в источники, соединяющие человека, творца, с Небом. Но небеса карают тех, кто издевается над текстами Уайльда».
Что ж, время все расставит на свои места. Сейчас моя задача в том, чтобы показать, что именно сегодня, в 21 веке, насыщенном и пресыщенном сверхскоростями и поверхностными «радостями» цифровой культуры, нам необходим именно этот театр. Именно эта эстетика, которая не имеет временных ограничений и всегда актуальна. Ведь именно сейчас всем нам так необходима минута покоя. Передышка. Пауза. Театральная пауза, длящаяся пару часов общения с Вечностью, которое так щедро и радостно дарит нам Роман Виктюк и его необыкновенный театр.
Да, именно нам — не ветеранам зрительской сцены, не кучке эстетствующих дам, а всему обществу — русскому обществу. Как чистая струя высокого небесного света, который так щедро транслировал в мир Роман Григорьевич Виктюк.
В репертуаре театра еще остались его спектакли: «Отравленная туника» Николая Гумилева, «Мелкий бес» Федора Сологуба, «Коварство и любовь» Шиллера, «Король-Арлекин» Лотара, «Мастер и Маргарита», «Нездешний сад», «Мандельштам»... Учитывая прыть нового руководителя, лучше успеть посмотреть то, что пока еще можно увидеть. Увидеть и прочувствовать силу света, транслируемого на сцену через великие тексты и необыкновенное художественное решение, позволяющее отрешиться от мелочного и несущественного. Воспарить. Прикоснуться к царственной вечности большого искусства, которое, по счастью, еще живет на современной сцене.
У актеров ТРВ есть свой, неповторимый творческий почерк. Великолепная пластика, недюженная физическая сила и выносливость, разработанное дыхание, глубокая, изящно ритмизированная речь, звучная, интонированная в разных регистрах, то чарующая, певучая, то неожиданно резкая, пронзительная, то мягкая, серебристая, утопающая в благородном бархате звучания, — вот основы актерского мастерства, завораживающего, магического искусства, доступного не только обычному вербальному восприятию, но и сверхсознательному, духовидческому.
Такой театр взрастил Роман Виктюк. Театр, аппелирующий к чувственному восприятию, которое через внешнюю эстетику тела ведет к источнику, одухотворяющему это тело божественным огнем. Наследник Таирова, Виктюк создавал на сцене образы, исполненные совершенной эстетики, соизмеримой с античной, где все соразмерно и совместимо, все дышит величественным покоем мысли и взрывается сильными страстями.
Театр Романа Виктюка создает на сцене пространство, наполненное светом и воздухом. Невидимым, но ощутимым. Пространство, преображенное страстной силой актерского гения, которому подвластны все существующие сценические техники — от мелодекламации до акробатики. Актеры, составляющие золотой фонд театра, не просто умело владеют актерскими техниками и собственным телом: они уносят нас в иные миры. Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Игорь Неведров, Екатерина Карпушина, Олег Исаев, Анна Нахапетова вдохновенны и уникальны. Они приобщают нас к вечности через очень авторский, оригинальный и эстетически безупречный театр. Каждый спектакль они играют как в первый и последний раз. И каждый — новое, уникальное чудо, которое может вот-вот исчезнуть.
Роман Виктюк создал театр, не имеющий аналогов в мире. Театр, где звучит классическая музыка, неожиданно откликающаяся в нас, сегодняшних, странным и верным соответствием ушедшим великим эпохам. Театр, где много движения, летящего пространства, качающихся плоскостей, эквилибрирующих поверхностей и безупречно выверенной сценографии.
Театр, где все дышит изысканным вкусом, совершенством пропорций и цветовых сочетаний. Наполненный звуком и светом, которые самоценны и неслучайны. Театр, где можно прожить жизнь королей и олимпийских богов. Помогающий расставить приоритеты, нравственные и эстетические. Открывающий вечность там, где где ей, казалось бы, уже давно нет места. Театр, позволяющий видеть зорче и понимать глубже. Театр, в котором никогда мне угаснет луч света из другого, лучшего, мира, так мало доступного на этой земле...