Найти тему
Алмазный мир

Менталитет

Разница менталитета - штука древнейшая. Ещё Гиппократ в V-IV вв. до нашей эры в своём труде «О воздухах, водах и местностях» писал, что жители Европы и Азии радикально отличаются друг от друга, что европейцы воинственны из-за непостоянства природы (смены сезонов) и необходимости защищать свои демократические свободы, а азиаты спокойны и непоколебимы, потому что у них погода более стабильна, а управление они доверили правителю, поэтому не обременяют себя дополнительными заботами.

Но это если говорить в глобальном плане - о разнице Востока и Запада. С Востоком и Западом всё ясно, но испокон веков, когда религии имели куда больше влияния в государствах, были ещё и субменталитеты, рождаемые догматами, обрастающими парадигмами: христианство противопоставлялось исламу, ислам буддизму, буддизм конфуцианству и т.д. Но несмотря на то, что буддизм, ислам и конфуцианство между собой исторически много и трудно боролись, в христианском мире принято считать себя - христиан - Западом, а всё остальное - востоком. Даже иудаизм (зороастризм, митраизм, синто и пр. туда же). В общем, христианство - это западный монополист.

Но есть разница и внутри этого самого христианства и Запада, где есть самый западный Запад, а есть какой-то восточный Запад, то есть - лажающий и неверный. И эта разница укоренилась так же глубоко в мироощущение людей, как «Европа vs Азия».

Начнём с истоков. Когда зародилось христианство - в первом веке нашей эры, оно было маленькой, не имеющей никакой власти сектой. Она испытывала гонения, её участников казнили и ущемляли за "смутьянство" и странные идеи (вроде требования отмены гладиаторских игр, ну надо ж такую ерунду придумать!). Римская империя, в которой секта появилась, была языческой, и в каждой её части были свои боги, идолы, даже покойных императоров можно было обожествлять и поклоняться им. Поэтому, само собой, не новый бог христиан смутил власти, а: 1) призывы к равенству и социальному переустройству, разрушающие сложившийся строй; 2) агрессивность и нетерпимость именно христиан к существованию множества богов, антиобщественное их поведение.

Изначально никакой иерархии в христианстве не было, но поскольку общины разрастались и появлялись в разных местах, в них появлялись старейшины, передающие учение. Самые знатоки учения становились главными авторитетами и наделялись эксклюзивными правами на проведение обрядов (обряды тоже появлялись постепенно, и большинство из них к учению Иисуса Христа отношения не имеет, их рождение вызвано продолжительным существованием общин). Так появлялись должности - епископов, архиепископов, священников и пр. Общины объединялись в более крупные, и если всё население какого-то города становилось христианским, то требовалось уже высшее над всем городом церковное должностное лицо. Часто объединение происходило для защиты себя от гонений имперских властей, так банально проще было выживать.

Первым государством, принявшим христианство, была Армения. Это произошло в 301 году нашей эры. Царь Тиридат III Великий объявил эту религию государственной в том виде, в каком принял сам. На тот момент не существовало никакого "канонического" и узаконенного христианства, и оно распространялось волей странствующих интерпретаторов, учащих так, как сами понимали. Конечно, основа в виде Евангелия была, но трактовали его часто по-разному. Хороший пример - секта циркумцеллионов, появившаяся в IV веке. Состоящая в основном из бедноты, она трактовала учение Христа как призыв к свержению аристократии и установлению равенства, нападала на богачей и убивала их (эдакие большевики времён Римской империи). Кроме того, вдохновляясь идеей, что мученически умершие за веру сразу попадут в рай, они искали такой смерти и, вооружившись дубинками, ловили людей и принуждали забивать себя до смерти. Если же люди отказывались - грозили забить тех, не оставляя выбора.

В Никомедийском эдикте 311 года и Миланском 313 года провозглашается веротерпимость к христианам. Христианство становится официально дозволенной религией наравне с языческими культами. В раз религия стала официальной, Константин Великий, император Римской империи, на первом Вселенском соборе в Никее 325 года решает, что надо её как-то унифицировать и кодифицировать, чтоб все верили одинаково, без всякого там вольномыслия, как у циркумцеллионов с призывами к раскулачиванию. Задача его как правителя была ясна: навести порядок в государстве, а не найти истину, потому что христианские общины в своих разночтениях повсюду провоцировали стычки и кровавые разборки с потасовками, что и требовалось прекратить. Со всех сторон созвали епископов - из Египта, Иудеи-Палестины-Израиля, Апеннинского полуострова, всей Северной Африки, одним словом отовсюду, где уже было христианство. Как выяснилось, везде верили весьма своеобразно и какого-то монолитного учения не было. И Константин Великий взялся сам разрешить этот вопрос, сформулировал сам в понятном себе виде, объяснил богословам, что да как, и постановил Никейский символ веры. Собор, решавший всё это, собрался в городе Никее, оттуда и название. Самое правильное христианство стало тем, которое прописали в том самом 325 году под руководством императора Константина. Епископы разъехались, но часть их, не согласившаяся с выбранной версией христианства, начала возмущаться. Так зародилась ересь (от греческого слова "выбор"), вроде арианской.

Император Константин выбрал столицей империи не Рим, а Византий, переименованный в Константинополь в честь него. Таким образом центр жизни государства временно сместился. И, само собой, более значимым посчитался тот христианский епископ, который был поближе к правителю, хотя Никейский собор и постановил приоритет над другими епископами четверых: Римского, Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Но де-юре и де-факто во многих случаях расходятся.

Полвека спустя император Феодосий провозглашает христианство уже единственной государственной религией империи, а после его смерти в 395 году происходит очень важное событие: империю поделили его сыновья Гонорий и Аркадий. На Западную и Восточную. Связи стали ослабевать постепенно из-за соперничества. Возвыситься мог уже не один епископ, а два - каждый при своём императоре. Так и произошло, и выросло из этого два титула: Папа Римский в Западной империи, и Патриарх Константинопольский в Восточной.

Западная Римская империя вскоре пала. В V в. её захватили германские племена, разграбили, развалили, перекроили в кучу своих королевств, постепенно тоже принявших христианство, потому что, будучи язычниками, были суеверными и терпимыми к чужим богам. Христианство в Западной части бывшей единой империи оказалось единственной консолидирующей силой, передатчицей традиций и знаний.

Восточная продолжала благополучно существовать и считать себя единственной наследницей Рима. Хотя Рим не принадлежал к её территориям, не входил в её состав и не подчинялся ей, жители Восточной части продолжали называть себя ромеями - римлянами.

Как можно понять, за несколько столетий, где с одной стороны шла акклиматизация и ассимиляция германских народов, а с другой шли постоянные контакты с арабами, персами и индусами, две части стали говорить на разных языках и иметь вообще разный вид и образ мыслей во всём (коренные жители, впрочем, возвращаясь к свидетельству Гиппократа, были совершенно разными по духу ещё с эпохи греко-персидских войн). Запад впитал в себя племенную организацию и ментальность кельтско-германского народа, Восток тесно взаимодействовал с появившейся исламской традицией. Но было ещё кое-что объединяющее - общий враг в лице норманнов. Начавшие свои страшные набеги где-то с VIII в., викинги доходили одинаково до Парижа, Константинополя, Сицилии. На севере современной Франции в конце концов они основали Нормандское герцогство, а позже Вильгельм Завоеватель, нормандский герцог, захватил Англию (1066 год). На территории славян, известные как варяги, они основали государство Русь. Но и там, и здесь они тоже приняли христианство и влились в единый христианский мир. Однако единству оставалось существовать недолго.

В 1054 году верховное духовное лицо западной части - Папа Римский, и верховное духовное лицо Восточной части - Патриарх Константинопольский, ругаясь за сферы влияния, кто над какой землёй властвует, кто где десятину собирает, предали друг друга анафеме и объявили друг друга еретиками. Условными причинами были обрядовые нюансы вроде каким хлебом причащаться, сдобным или нет. Не скажут же они всему миру, что поругались, не поделив территорию?

Вот именно с этого 1054 года и начинается раскол Европы на Запад и Восток. Люди одной веры стали считать друг друга еретиками. "Иноверие" позволяло устраивать крестовые походы тевтонцев на русские княжества. Туда-сюда постоянно подсылались проповедники, создавались ордены, воинствующие, или шпионские, вроде иезуитского. На Западе православных называли схизматиками (раскольниками, от "схизма" - раскол), на Востоке католиков звали латинянами, что считалось ругательством. Несколько веков к ряду шла борьба за то, кто же главнее - папа Римский или патриарх Византийский, и именно с целью выяснения данного вопроса разжигалась ненависть на почве веры у населения. Восток гордился своей чистотой преемственности, потому что его не захватывали варвары, а Запад гордился тем, что отряхнулся от устаревших догматов и идёт в ногу со временем.

Таким образом, скоро будет уже тысяча лет, как единый мир поделился надвое из-за амбиций двух старичков и их окружения. И можно ли взять, да за пару-тройку лет перебороть предрассудки и стереотипы, которые выстраивались и насаждались десять веков (или почти три тысячелетия?)? Людей поколениями учили думать так, что именно они несут верные ценности и правильные мысли, а те, другие - еретики и их раньше бы сожгли, а сейчас, так и быть, можно по лайту cancel culture и тому подобное. Название другое, а по сути - всё та же охота на ведьм.

Ну а в корне возвращаемся опять к глобальному. Есть предрасположенности, иногда обусловленные географически, что заметил и Гиппократ: для кого-то всегда будет в приоритете консерватизм и усидчивость, а для кого-то новаторство и непоседливость. Культурные различия были и будут существовать, пытаться их уничтожить - это идти против природы человека, так что главное уважать чужую культуру и достойно представлять свою собственную.