Бурное развитие внутреннего туризма начинает выходить боком для россиян. Популярные курорты забиты отдыхающими, цены продолжают расти, а уровень сервиса падает. При этом новые направления для путешествий развиваются слабо.
В этом году девелоперы построят примерно 3 тыс. новых гостиничных номеров, подсчитали в консалтинговой компании Nikoliers. Темпы появления новых объектов размещения растут – в прошлом году количество новых номеров было почти в 2 раза меньше. Проблема, однако, заключается в том, что строятся новые объекты в популярных курортах, и без того уже переполненных, которые просто не могут справиться с растущим наплывом отдыхающих. Соответственно местная инфраструктура работает на критическом уровне – имеющиеся энергетические и коммунальные мощности не способны «переварить» десятки тысяч новых потребителей. В такой ситуации властям следовало бы задуматься если не о моратории на открытие новых отелей, то хотя бы о взимании с владельцев гостиниц дополнительных сумм на модернизацию инфраструктуры. Пока же получается, что строительство объектов размещения больше походит на желание получить быстрые и лёгкие деньги, нежели продуманную стратегию развития сферы гостеприимства.
Туризм для галочки
Прежде всего вопросы возникают к чиновникам. Практически в каждой администрации курортного района имеются специальные отделы по развитию туризма. Однако ситуация выглядит так, словно их сотрудники стремятся в первую очередь поставить галочку в отчёте, не задумываясь, к чему приведут принятые решения. Так, на Камчатке региональное минтуризма безуспешно попыталось вернуть через суд 4,6 млн рублей госсубсидии, предоставленной некоему ООО «Пиар-агентство «Просто». Пиарщики обещали построить 10 геокуполов для размещения туристов в прибрежной зоне Халактырского пляжа. В итоге было построено не 10, а 8 куполов, к тому же в другом месте. В компании это объяснили тем, что земля на Халактырском пляже попала в зону природных ландшафтов с низкой рекреационной нагрузкой и возводить там глэмпинг запрещено. Почему все формальности не были решены ещё до выделения субсидий? Не очень понятно и то, почему в отсутствие традиционных гостиниц, популярных у подавляющего большинства туристов, ставка делается на столь нестандартный объект размещений, интересный лишь очень небольшой целевой аудитории.
Любовью к глэмпинговым схемам прославились и власти Саратовской области. Там арендатором лесного участка выступило ООО «Дубовый холм», планирующее в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» обустроить зону отдыха. В итоге местные жители заговорили о массовой вырубке деревьев.
Куда ж нам плыть?
Головной болью для операторов рынка обернулся и рост популярности речных круизов. В этом году путешественники поставили очередной рекорд – в круизы по рекам России отправились 750 тыс. путешественников. Спрос на такие поездки, по оценкам аналитиков, растёт на 25% в год, а количество возвратных туристов доходит и до 90%. Только вот обновления речного флота нет и не предвидится. По данным Росморречфлота, в прошлом году в речную навигацию вышло 85 судов. Их средний возраст составляет 45 лет, подавляющее большинство из них было построено ещё в советское время. Если дело так пойдёт и дальше, то в ближайшие пять-семь лет флот сократится примерно наполовину – суда попросту выработают свой ресурс.
Решением этой проблемы власти вроде как озаботились ещё осенью 2022 года. Тогда Владимир Путин поручил правительству подготовить программу льготного лизинга для строительства новых судов на российских верфях. Однако с тех пор решение проблемы не сдвинулось: строительство новых пассажирских судов обходится слишком дорого и растягивается на годы.
Возраст флота – это ещё только часть проблемы. В том же Росморречфлоте констатируют: 51% внутренних водных путей страны не отвечает требованиям по стандартным судовым габаритам, а на 62% путей не обеспечено круглосуточное движение. «В Республике Марий Эл, которую я представляю в верхней палате парламента, на более чем 70-километровом протяжении Волги до недавнего времени не было ни одной причальной стенки, первая появилась в прошлом году в Козьмодемьянске», – приводил пример зампред Совета Федерации Константин Косачёв. Если дело так пойдёт и дальше, то бурное развитие внутреннего туризма в итоге грозит привести к коллапсу.