Всё было в строчку!
К 90-летию районной газеты
Был Советский Союз. Мы были молоды. Нас было много: главный редактор, заместитель, ответственный секретарь, корреспонденты, их ещё называли литературные сотрудники, фотокорреспондент, водитель, машинистка, корректор, бухгалтер. И ещё целый штат типографских работников: линотипистов, наборщиков, верстальщиков, печатников.
Вот такой коллектив делал районную газету «На ленинском пути» в 70-годы прошлого столетия. Выходила она три раза в неделю на 4 страницах.
Гость редакции Юрий Чикишев
Юрий Алексеевич Чикишев работал фотокорреспондентом районной газеты «На ленинском пути» с 1973 по 1980 год.
Времени своего никогда не жалел для дела. Был активным комсомольцем, за что Ермаковский райком комсомола награждал его поездкой в Германию, он оттуда привёз много фотографий. У него состоялись две персональные фотовыставки, снимки печатались и в других изданиях.
Сегодня мы вспоминаем то время с фотокорреспондентом Юрием Алексеевичем Чикишевым.
З.И. - Когда я пришла в газету, ты уже работал и казался волшебником из тёмной комнаты. А как оказался в должности фотокорреспондента, ведь в 1970 году окончил 10 классов в Ермаковской школе №2, а в 1973 уже в редакции? Где учился?
Ю.А. - Не поверишь, Ивановна, сразу после армии. Срочную служил два года под Волгоградом, один из Сибири был. Попал в авиационный полк в авиафоторазведку. И сразу нас на полгода в учебку. Вот там-то настоящая школа мастерства была! Потом наша задача была проявлять кассеты, на которых фиксировалось до 50 параметров полёта, приходилось снимать и парашютистов сверху, с борта самолёта.
З.И. - Не боялся?
Ю.А. - Я ничего не боялся! У меня и значок есть «Отличник авиации». Даже когда в самоволку ходил, не боялся, потому что никогда не пил, не курил, а посмотреть город было интересно. Когда вернулся домой, надо было искать работу. Встретил Володю Туксина, он сказал, что фотокорр в редакцию нужен. Редактор Репин спросил: «Фотоальбом есть?» Есть! Посмотрел и коротко сказал: «Пиши заявление».
З.И. - А дальше я знаю. Тебе нельзя было ни болеть, ни прогуливать, потому что на каждой странице в газете должно быть обязательно фото или два. Страница не могла быть «слепой» - такие были требования. И мне приходилось, как ответственному секретарю, следить за этим и ждать, когда в твоей лаборатории закончится процесс нарезки клише для печати, чтобы сдать всё в типографию. Ведь газету печатали здесь же на первом этаже. Старожилы помнят, что типография была как раз там, где сейчас МФЦ, а второй этаж занимала редакция.
В твою коморку дверь не закрывалась, но все знали, что без стука входить нельзя - вдруг плёнка засветится.
Ю.А. - Иногда приходилось и закрываться. Когда плёнка высохнет, я печатал необходимые фотографии обычным способом: проявлял, закреплял, сушил, обрезал.
Редактор выбирал более качественные и подходящие варианты. Но на этом моя работа не кончалась. Я должен был нарезать клише на цинковой пластине.
З.И. - А-а, на том аппарате, напоминающем токарный станок? Там резцом «руководил» фотоэлемент, считывающий световые нюансы фотографии, которую клали на стол под целлофан, и резец на цинковой пластине делал соответствующие бороздки. Получалось как грампластинка, только на цинке. Вот её-то заветную я должна была отнести вместе с макетом в типографию.
Ю.А. - А мне вспоминаются слова редактора Георгия Трифоновича Репина, когда он принимал снимки: «Фото должно быть таким, чтоб газета улыбалась!» Поначалу я не знал, как развеселить людей, но случайно попала на язык фраза: «Улыбнитесь, как перед получкой». И работало. Редко кто оставался серьёзным.
Хорошее было время! Все дружно жили и работали. У нас был хороший коллектив, всё было в строчку, все ходили на демонстрации, на субботники, устраивали коллективный отдых. Не было зависти. Мы много ездили по району во все времена года. И посевная, и заготовка силоса, и уборочная. Иногда приедешь домой, а одежда силосом ещё три дня пахнет. Зимой бывали на фермах, на лесозаготовках в таёжных посёлках. Если выезжали в Усинск, то командой.
З.И. - И везде героями фото были люди труда: механизаторы, доярки, скотники, лесозаготовители, строители. Тебе приходилось и подклишовки писать, то есть подписывать фотографию: кто, почему, откуда. А ещё у тебя всегда были в запасе лирические фотографии, умел ты подметить красоты природы!
Ю.А. - Да. Спасибо Льву Николаевичу Дмитриеву, бывалому газетчику, фронтовику, он очень помогал молодым. Где-то похвалит, где-то пожурит, но всегда посоветует, как лучше. Вообще-то весь процесс выпуска газеты был как ручная работа.
З.И. - И правда, точно подметил! Начиная с текста заметки, которую ручкой на листе бумаги писал корреспондент. Потом этот листок сдавали машинистке, она печатала на специально разлинованных листах (чтобы строчки было удобно считать), возвращала автору, тот перечитывал, сдавал секретарю, который имел право читать и править, рисовать на чистом листе макет и отдавать редактору на подпись.
Только тогда типография включалась в процесс. Вот здесь тоже ручная работа!
За огромной наборной машиной - линотипом - сидел очень грамотный специалист, такой, как Галина Столбунова. Она печатала на клавиатуре газетные строчки, затем одно-два движения руки, и машина выдавала эти строчки уже свинцовыми. Их забирала верстальщица, чтобы складывать газетную страницу. Заголовки, пробелы, отбивки приходилось по буквочке набирать на лоток из специальной кассы. К концу рабочего дня эти умелые ручки приходилось с трудом отмывать от типографской краски. Ю.А. - Зато какое удовлетворение от того, что мы сделали это, и завтра газета выйдет вовремя! И каждый человек был важен, словно звено в цепочке. Теперь новые технологии, всё делается быстро, чисто. Компьютеры заменили многих работников. Когда всё начина- лось, я даже верстал на компьютере газету. Потом стали подводить глаза, и пришлось сменить работу. Окончив техникум, я долгое время работал геодезистом. З.И. - Спасибо, Юрий Алексеевич, что нашли время зайти в редакцию сегодняшней «Нивы». Ваши фотографии свидетельствуют не только о профессионализме, но и выдают лирическую душу. Многие из них имеют историческое значение.
Беседу вела Зоя Чуканова,
фото автора