Найти в Дзене

Всё было в строчку!

Всё было в строчку!

К 90-летию районной газеты

Был Советский Союз. Мы были молоды. Нас было много: главный редактор, заместитель, ответственный секретарь, корреспонденты, их ещё называли лите­ратурные сотрудники, фотокорреспондент, водитель, машинистка, корректор, бухгалтер. И ещё целый штат типографских работников: линотипистов, наборщиков, верстальщиков, печатников.

Вот такой коллектив делал районную газету «На ленинском пути» в 70-годы прошлого столетия. Выхо­дила она три раза в неделю на 4 страницах.

Гость редакции Юрий Чикишев

Юрий Алексеевич Чикишев работал фотокорреспондентом районной газеты «На ленинском пути» с 1973 по 1980 год.

Времени своего никогда не жалел для дела. Был активным комсомольцем, за что Ермаковский райком комсомола награждал его поездкой в Германию, он оттуда привёз много фотографий. У него состоялись две персональные фотовы­ставки, снимки печатались и в других изданиях.

Сегодня мы вспоминаем то время с фотокорреспон­дентом Юрием Алексеевичем Чикишевым.

З.И. - Когда я пришла в га­зету, ты уже работал и казался волшебником из тёмной комна­ты. А как оказался в должности фотокорреспондента, ведь в 1970 году окончил 10 классов в Ермаковской школе №2, а в 1973 уже в редакции? Где учился?

Ю.А. - Не поверишь, Ива­новна, сразу после армии. Срочную служил два года под Волгоградом, один из Сибири был. Попал в авиационный полк в авиафоторазведку. И сразу нас на полгода в учебку. Вот там-то настоящая школа мастерства была! Потом наша задача была проявлять кассе­ты, на которых фиксировалось до 50 параметров полёта, при­ходилось снимать и парашюти­стов сверху, с борта самолёта.

З.И. - Не боялся?

Ю.А. - Я ничего не боялся! У меня и значок есть «Отлич­ник авиации». Даже когда в самоволку ходил, не боялся, потому что никогда не пил, не курил, а посмотреть город было интересно. Когда вернулся до­мой, надо было искать работу. Встретил Володю Туксина, он сказал, что фотокорр в редакцию нужен. Редактор Репин спросил: «Фотоальбом есть?» Есть! Посмотрел и коротко ска­зал: «Пиши заявление».

З.И. - А дальше я знаю. Тебе нельзя было ни болеть, ни прогуливать, потому что на каждой странице в газете должно быть обязательно фото или два. Страница не могла быть «слепой» - такие были тре­бования. И мне приходилось, как ответственному секрета­рю, следить за этим и ждать, когда в твоей лаборатории закончится процесс нарезки клише для печати, чтобы сдать всё в типографию. Ведь газету печатали здесь же на первом этаже. Старожилы помнят, что типография была как раз там, где сейчас МФЦ, а второй этаж занимала редакция.

В твою коморку дверь не закрывалась, но все знали, что без стука входить нельзя - вдруг плёнка засветится.

Ю.А. - Иногда приходилось и закрываться. Когда плёнка высохнет, я печатал необходи­мые фотографии обычным спо­собом: проявлял, закреплял, сушил, обрезал.

Редактор выбирал более качественные и подходящие варианты. Но на этом моя ра­бота не кончалась. Я должен был нарезать клише на цинко­вой пластине.

З.И. - А-а, на том аппарате, напоминающем токарный ста­нок? Там резцом «руководил» фотоэлемент, считывающий световые нюансы фотографии, которую клали на стол под целлофан, и резец на цинковой пластине делал соответству­ющие бороздки. Получалось как грампластинка, только на цинке. Вот её-то заветную я должна была отнести вместе с макетом в типографию.

Ю.А. - А мне вспомина­ются слова редактора Георгия Трифоновича Репина, когда он принимал снимки: «Фото должно быть таким, чтоб газе­та улыбалась!» Поначалу я не знал, как развеселить людей, но случайно попала на язык фраза: «Улыбнитесь, как перед получкой». И работало. Редко кто оставался серьёзным.

Хорошее было время! Все дружно жили и работали. У нас был хороший коллектив, всё было в строчку, все ходили на демонстрации, на субботники, устраивали коллективный от­дых. Не было зависти. Мы мно­го ездили по району во все времена года. И посевная, и заготовка силоса, и уборочная. Иногда приедешь до­мой, а одежда си­лосом ещё три дня пахнет. Зимой бывали на фермах, на ле­созаготовках в таёж­ных посёлках. Если выезжали в Усинск, то командой.

З.И. - И везде героями фото были люди труда: меха­низаторы, доярки, скотники, лесозаго­товители, строители. Тебе приходилось и подкли­шовки писать, то есть подписы­вать фотографию: кто, почему, откуда. А ещё у тебя всегда были в запасе лирические фо­тографии, умел ты подметить красоты природы!

Ю.А. - Да. Спасибо Льву Николаевичу Дмитриеву, быва­лому газетчику, фронтовику, он очень помогал молодым. Где-то похвалит, где-то пожурит, но всегда посоветует, как лучше. Вообще-то весь процесс вы­пуска газеты был как ручная работа.

З.И. - И правда, точно подметил! Начиная с текста за­метки, которую ручкой на листе бумаги писал корреспондент. Потом этот листок сдавали машинистке, она печатала на специально разлинованных листах (чтобы строчки было удобно считать), возвращала автору, тот перечитывал, сда­вал секретарю, который имел право читать и править, рисо­вать на чистом листе макет и отдавать редактору на подпись.

Только тогда типография включалась в процесс. Вот здесь тоже ручная работа!

За огромной наборной машиной - линотипом - сидел очень грамотный специалист, такой, как Галина Столбунова. Она печатала на клавиатуре газетные строчки, затем одно-два движения руки, и машина выдавала эти строчки уже свинцовыми. Их забирала верстальщица, чтобы складывать газетную страницу. Заголовки, пробелы, отбивки приходилось по буквочке набирать на лоток из специальной кассы. К концу рабочего дня эти умелые ручки приходилось с трудом отмывать от типографской краски. Ю.А. - Зато какое удовлетворение от того, что мы сделали это, и завтра газета выйдет вовремя! И каждый человек был важен, словно звено в цепочке. Теперь новые технологии, всё делается быстро, чисто. Компьютеры заменили многих работников. Когда всё начина- лось, я даже верстал на компьютере газету. Потом стали подводить глаза, и пришлось сменить работу. Окончив техникум, я долгое время работал геодезистом. З.И. - Спасибо, Юрий Алексеевич, что нашли время зайти в редакцию сегодняшней «Нивы». Ваши фотографии свидетельствуют не только о профессионализме, но и выдают лирическую душу. Многие из них имеют историческое значение.

Беседу вела Зоя Чуканова,

фото автора