Найти тему

Пришел Спас – всему час

19 августа отмечается один из главных двенадцати праздников Православной церкви – «Преображение Господне». В народе его также называют «Яблочный спас». Именно о нём люди говорили: «Пришел Спас – всему час», «Яблоки не родятся – так и Спаса не будет». Во всех тагильских православных храмах пройдут торжественные службы и освещение яблок, которыми принято угощать всех вокруг.

История праздника весьма интересна. В этот день церковь вспоминает евангельское событие, когда на горе Фавор ученики Христа – апостолы Иоанн, Петр и Иаков – увидели Христа во всей его божественной, вечной славе.

Приближались последние дни земной жизни Христа. Впереди – торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на кресте и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Господь впервые прямо спросил своих учеников, за кого они его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: Ты – Христос, Сын бога живого (Мф 16:16), выразив мнение всех апостолов. Важность его слов заключалась в том, что до этого момента Иисус не раскрывал перед ними свою божественную природу. Он хотел, чтобы апостолы уверовали в него не по принуждению, а свободно.

Икона «Успение Богородицы; Преображение Господне; великомученик Артемий, апостолы Петр и Павел, Архангел Михаил, Святая великомучениц Екатерина и преподобный Савва Освященный». 1862 г.
Икона «Успение Богородицы; Преображение Господне; великомученик Артемий, апостолы Петр и Павел, Архангел Михаил, Святая великомучениц Екатерина и преподобный Савва Освященный». 1862 г.

Ведь он мог открыться перед учениками во всем своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы признали бы Иисуса богом просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.

Тогда Христос, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить учителю: будь милостив к себе, Господи! да не будет этого с тобою! (Мф 16:22).

По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: и просияло лицо его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет (Мф 17:1–2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка – Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о его будущих страданиях и смерти (Лк 9:31).

На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос бога Отца: сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; его слушайте (Мф 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они услышали слова, обращенные к ним: встаньте, не бойтесь (Мф 17:7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их учитель – уже не сияющий ослепительным светом.

Икона. «Воскресение Христово. Сошествие во ад» с 12-тью клеймами. Первая половина XIX в.
Икона. «Воскресение Христово. Сошествие во ад» с 12-тью клеймами. Первая половина XIX в.

Так Спаситель приоткрыл апостолам свою божественную природу, укрепив их в вере перед своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Почему же этот праздник называется «Яблочный спас»? Народное объяснение этому мы находим в романе И.С. Шмелева «Лето Господне».

«…Второй Спас, завтра который вот, – яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда…» (Иван Шмелев. «Лето Господне»).

Однако, на самом деле, народная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря праздников. В день Преображения Господня греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал к этому времени. Поскольку в наших широтах виноград – редкий гость на столе, его заменили яблоками. И строго соблюдали правило – до Яблочного Спаса яблоки и блюда из них в пищу не употреблять.

Традиция воздержания от употребления яблок в пищу до праздника Преображения (Яблочного спаса) имеет свою длинную историю. Корнями она уходит еще в ветхозаветные времена. Люди того времени благодарили бога за все его дары человеку, будь то земледельческий урожай, улов рыбы или поголовье скота, и приносили их часть в жертву. Жертва богу была выражением благодарности человека.

Позже, в эпоху раннего христианства, когда люди в основном занимались земледелием, существовали различные чины освящения. Сейчас они в большинстве своем забыты. В наше время церковью торжественно освящается лишь мед и виноград (яблоки).

Очарование природы и красота земных плодов: наливистого яблочка, сочного винограда, спелой сливы не раз вдохновляла на творческие свершения и милые сердцу воспоминания мастеров уральской лаковой росписи по металлу: Т.Д. Бинас, В.П. Полеву, Т.М. Шарф и многих других.

Т.Д. Бинас. Поднос «Райский сад». 2014 г.
Т.Д. Бинас. Поднос «Райский сад». 2014 г.
В.П. Полева. Поднос «Посвящается тёте Груше». 2013 г.
В.П. Полева. Поднос «Посвящается тёте Груше». 2013 г.
Т.М. Шарф (роспись). М.В. Францева (орнамент) Поднос «Песня». 1987 г.
Т.М. Шарф (роспись). М.В. Францева (орнамент) Поднос «Песня». 1987 г.

С Яблочным Спасом связаны и другие традиции. После праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами. Считается, что под видом нищего по земле ходит сам Спаситель и проверяет людские сердца на милосердие. Поэтому каждый, кто идет в храм Божий молиться и освящать яблоки, старается преобразиться внутренне, переосмыслить свою жизнь и поделиться теплотой своего сердца с ближними.

Антон Владимирович Васенев, научный сотрудник музея-заповедника «Горнозаводской Урал»