19 августа отмечается один из главных двенадцати праздников Православной церкви – «Преображение Господне». В народе его также называют «Яблочный спас». Именно о нём люди говорили: «Пришел Спас – всему час», «Яблоки не родятся – так и Спаса не будет». Во всех тагильских православных храмах пройдут торжественные службы и освещение яблок, которыми принято угощать всех вокруг.
История праздника весьма интересна. В этот день церковь вспоминает евангельское событие, когда на горе Фавор ученики Христа – апостолы Иоанн, Петр и Иаков – увидели Христа во всей его божественной, вечной славе.
Приближались последние дни земной жизни Христа. Впереди – торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на кресте и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Господь впервые прямо спросил своих учеников, за кого они его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: Ты – Христос, Сын бога живого (Мф 16:16), выразив мнение всех апостолов. Важность его слов заключалась в том, что до этого момента Иисус не раскрывал перед ними свою божественную природу. Он хотел, чтобы апостолы уверовали в него не по принуждению, а свободно.
Ведь он мог открыться перед учениками во всем своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы признали бы Иисуса богом просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.
Тогда Христос, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить учителю: будь милостив к себе, Господи! да не будет этого с тобою! (Мф 16:22).
По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: и просияло лицо его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет (Мф 17:1–2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка – Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о его будущих страданиях и смерти (Лк 9:31).
На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос бога Отца: сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; его слушайте (Мф 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.
Когда же они услышали слова, обращенные к ним: встаньте, не бойтесь (Мф 17:7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их учитель – уже не сияющий ослепительным светом.
Так Спаситель приоткрыл апостолам свою божественную природу, укрепив их в вере перед своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.
Почему же этот праздник называется «Яблочный спас»? Народное объяснение этому мы находим в романе И.С. Шмелева «Лето Господне».
«…Второй Спас, завтра который вот, – яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда…» (Иван Шмелев. «Лето Господне»).
Однако, на самом деле, народная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря праздников. В день Преображения Господня греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал к этому времени. Поскольку в наших широтах виноград – редкий гость на столе, его заменили яблоками. И строго соблюдали правило – до Яблочного Спаса яблоки и блюда из них в пищу не употреблять.
Традиция воздержания от употребления яблок в пищу до праздника Преображения (Яблочного спаса) имеет свою длинную историю. Корнями она уходит еще в ветхозаветные времена. Люди того времени благодарили бога за все его дары человеку, будь то земледельческий урожай, улов рыбы или поголовье скота, и приносили их часть в жертву. Жертва богу была выражением благодарности человека.
Позже, в эпоху раннего христианства, когда люди в основном занимались земледелием, существовали различные чины освящения. Сейчас они в большинстве своем забыты. В наше время церковью торжественно освящается лишь мед и виноград (яблоки).
Очарование природы и красота земных плодов: наливистого яблочка, сочного винограда, спелой сливы не раз вдохновляла на творческие свершения и милые сердцу воспоминания мастеров уральской лаковой росписи по металлу: Т.Д. Бинас, В.П. Полеву, Т.М. Шарф и многих других.
С Яблочным Спасом связаны и другие традиции. После праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами. Считается, что под видом нищего по земле ходит сам Спаситель и проверяет людские сердца на милосердие. Поэтому каждый, кто идет в храм Божий молиться и освящать яблоки, старается преобразиться внутренне, переосмыслить свою жизнь и поделиться теплотой своего сердца с ближними.
Антон Владимирович Васенев, научный сотрудник музея-заповедника «Горнозаводской Урал»