Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели моего канала!
После небольшого перерыва продолжаю публиковать материалы об односельчанах – ледмозерских лесозаготовителях.
Заметка А. СЕРГЕЕВА была опубликована в газ. «Муезерсклес» от 20 сент. 2003 г.
Страницы истории: к 75 – летию Муезерского леспромхоза
До 75 – летнего юбилея Муезерского (Ругозерского) леспромхоза – 9 августа 2004 года – осталось менее года.
«Благодарю судьбу за то, что всё так вышло…»
У КАЖДОГО из нас свои пути – дороги. С кем – то однажды разминувшись, уже никогда не встречаешься, а с иными нет – нет, да и встретишься на одном из житейских перекрёстков. Кому – то рад, а с кем – то и не хотелось бы встречаться, но что поделаешь, так оно вышло. И всё же хороших, приятных встреч на жизненном пути у каждого из нас больше. Видно, судьба так распоряжается, притягивает друг другу искренние чувства и добрые желания.
Леонид Михайлович АНАНИЧ
С этим человеком из когорты старой рабочей гвардии мой путь перекрещивался не один раз. Бывая в Ледмозере, обязательно где – нибудь и увижу Леонида Михайловича АНАНИЧА.
Кавалер многих правительственных наград, среди которых ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Трудовой Славы двух степеней, теперь уже на заслуженной пенсии, отдал родному предприятию более сорока лет жизни. Семьдесят четыре года дают Леониду Михайловичу АНАНИЧУ право оценить не только прошлое, но и настоящее.
Свою судьбу он не корит, считает, что дай возможность вернуться в те далёкие пятидесятые, ничего бы не изменил, ещё раз прожил так, как было даровано свыше.
Из далёкой Белоруссии к нам в Карелию попал со второй попытки. Сначала была служба в армии в одной из воинских частей, дислоцирующихся в Петрозаводске. Три с половиной года пролетели как один день, вспоминает Леонид Михайлович. Демобилизовавшись, долго не мог найти для себя работы. В колхоз идти не хотелось. На трудодни в те времена можно было получить за свой труд разве что мешок пшеницы.
Нет, труда бывший солдат не боялся, с раннего детства был приучен к земле. Отец умер рано, и пришлось мальчонке помогать матери содержать личное подворье. Просто за труд, считает Леонид Михайлович, должна быть и соответствующая плата. А так, перебиваться, желания у полного сил и энергии Леонида не было. А тут ещё подвернулось газетное объявление, что в Карелии одному из новых леспромхозов требуются рабочие руки. Что это за край, Леонид уже знал, да и друзья – однополчане в Петрозаводске остались, помогли бы, если что. Недолго подумав, собрал свои нехитрые пожитки, попрощался с матерью и сестрой, поехал на Севера зарабатывать деньги. Думал, уезжает только на время, подзаработать, а вышло – на всю оставшуюся жизнь.
Поначалу попал в Сегежский район. В небольшом посёлке лесозаготовителей начал Леонид свою трудовую деятельность плотником. Строил дома, объекты соцкультбыта. Имел койку в общежитии и этим довольствовался. Затем была первая встреча с будущей женой. Недолго похолостяковав, женился. Плотницкое дело оно, конечно же, интересное, но хотелось Леониду чего – нибудь этакого, где можно силу применить в полной мере.
К тому времени появилось у Леонида немало друзей, в том числе и среди местных жителей. Один из них, уроженец Тикши. Позвал его к себе на родину, в Ругозерский леспромхоз. И поехал Леонид вместе с молодой женой на новое место, где ждала новая работа – ракряжёвщик.
Во тут – то, на раскряжёвке и штабелёвке, силу применить можно было с лихвой. Приречный нижний склад опирался тогда только на ручной труд. Бригады, куда входили раскряжёвщики, дообрубщики сучьев и штабелёвщики, за рабочий день производили десятки кубометров древесины. Сортименты отправлялись молевым сплавом по рекам и озёрам к потребителям – целлюлозно – бумажным комбинатам и деревообрабатывающим заводам. Вот в такой небольшой трудовой коллектив и попал работать белорусский парень. Всё устраивало – и сама работа, и люди, окружающие его.
С самого начала упорного парня приметило руководство леспромхоза. Никогда не ныл по поводу тяжёлых условий труда, не искал личных выгод, больше заботился не о себе, а о своей бригаде. Тысячи сверхплановых кубометров не остались незамаченными. Государство высоко оценило самоотверженный труд передовика производства Ругозерского леспромхоза Леонида АНАНИЧА и наградило его орденом Ленина.
ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ узнал о своём награждении, прочитав одну из республиканских газет. А награждение высшей в ту пору государственной награды проходило на партийно – хозяйственном активе Сегежского района.
- Делегация леспромхоза была не очень многочисленной, - вспоминает ветеран. – Когда мне прикрепили на лацкан орден, я испытывал гордость не столько за себя, сколько за своих товарищей. Это была не лично моя заслуга, это была наша общая победа. Вместе со мной в этот же день вручались награды и некоторым другим работникам леспромхоза. В частности, и тикшинцу ПЯЛИНКУ, моему товарищу…
Как и положено, награды обмывали в тот же день. После окончания партхозактива все делегации предприятий собрались в местном ресторанчике. Перед первым тостом «За победителей!» заставили виновников торжества опустить свои награды на дно наполненных бокалов и выпить до дна. Друзья – товарищи искренне радовались, что именно Леонида первым среди лесозаготовителей района наградили орденом Ленина. Награда окрылили бригадира раскряжёвщиков из Ругозерского леспромхоза.
Сейчас, во времена практицизма, все прежние методы достижения высоких показателей на производстве кажутся смешными, порой напышенными. Ну что такое, к примеру, «социалистическое соревнование», оно ведь денег в кошельке не добавляло. Или состязание за право называться коллективом коммунистического труда. А «ударник пятилетки»?
Леонид Михайлович АНАНИЧ за работой
Подумаешь, звание – пользы – то лично для себя никакой. Но тогда мыслили и жили другими мерками, и порой на первый план выходило не личное. Не оно было главным, а как в песне – «сводки рабочего дня».
Среди многочисленных наград у Леонида Михайловича есть маленький серебряный знак. Это памятная медаль ВДНХ СССР. А награждён он был ею за высокие производственные показатели среди работников лесной промышленности страны. Представляете, лучший из лучший в стране наш, леспромхозовский!
Вырезка из журнала «Агитатор»
Журнал, в котором опубликован материал о Л. М. АНАНИЧЕ
Сувенир, подаренный Леониду Михайловичу на ВДНХ
Нынешнему поколению остаётся только удивляться тому, как искренне радовались их деды и отцы, когда, возвращаясь домой, видели, что над конторой лесопункта ярко горит звезда – символ перевыполнения дневного задания. Но тогда это было так. И ради общего успеха не делились в бригаде на «твоё» и «моё». Помогали друг другу независимо от того, получаешь ты зарплату как сучкоруб или штабелёвщик, раскряжёвщик или разметчица. Всё делалось ради общего успеха.
…Потом у Леонида Михайловича АНАНИЧА появились новые награды. К тому времени он уже прочно обосновался в Ледмозере, трудился на нижнем складе. Уважаемый в коллективе леспромхоза человек, никогда не кичился тем, что имеет столько орденов и медалей. Не просил от руководства особых привилегий, своё дело делал так, чтобы не было стыдно людям в глаза смотреть. А ведь иной раз и мог бы что – то попросить, никто бы не осудил – имеет право, заслужил.
НЕТ ТАКОГО человека в Ледмозере, кто держит обиду на Леонида Михайловича АНАНИЧА. Нет, потому что делал он всё в своей жизни прежде всего не ради корысти своей, а ради общего успеха. А он действительно был лидером, в полном смысле этого слова. Молчаливым, доказывающим свою правоту ударным личным трудом. Порой был крут и нетерпим к лодырям и нарушителям трудовой дисциплины.
Коллеги по работе вспоминают случай, когда два члена бригады АНАНИЧА решили после праздника похмелиться на рабочем месте. Леонид Михайлович, узнав об этом, долго с виновниками не разбирался, подошёл и спросил: «Чья бутылка на столе?». Пожелавшие поправить свои больные головы не осмелились признаться, что водка принадлежит им. И тогда бригадир разбил бутылку на глазах у всей бригады.
Бригада. Леонид Михайлович АНАНИЧ во 2-м ряду справа крайний
Авторитет Леонида Михайловича был настолько высок, что когда он покинул свой бригадирский пост по причине выхода на пенсию, да и по состоянию здоровья был вынужден оставить свою кормилицу – пилу, бригада через скорое время распалась. Коллектив без стержня – уже не коллектив.
Когда пришёл срок выходить на пенсию, Леонид Михайлович поначалу даже вздохнул спокойно: чего не отдыхать в своё удовольствие. Но это спокойствие продлилось всего несколько дней и уже заворошилось в душе чувство огромной утраты. Всю жизнь жил и работал среди людей и для людей, а тут вдруг оказался невостребованным.
И пошёл Леонид Михайлович в контору леспромхоза и попросил принять снова на работу. Хоть на какую, лишь бы приносить пользу родному предприятию. Конечно же, взяли. И ещё несколько лет ветеран трудился на нижнем складе плотником. Только когда понял, что всё, силы на исходе, ушёл в пенсионеры окончательно.
Вырезка из газеты
Но и на пенсии не сидится спокойно ветерану рабочей гвардии. По домашнему хозяйству хлопочет, лес и рыбалку не забывает.
- Пока двигаюсь – живу, - говорит Леонид Михайлович.
Его дети уже давно стали взрослыми. Две дочери трудятся сейчас на Ледмозерском нижнем складе крановщицами, остальные вне лесной отрасли. За всех их Леониду Михайловичу Ананичу никогда не было стыдно, такие же добросовестные, как и отец.
ПОВТОРЮСЬ: человек, о котором я веду это повествование, всегда прежде думал о других, о предприятии, о Родине. Леонид Михайлович даже крови своей никогда не жалел ради других. Причём в прямом смысле. Он на протяжении десятилетий регулярно сдавал свою кровь и за это награждён знаком «Почётный донор СССР».
Помнят ли своего бывшего работника руководители Ледмозерского ЛЗХ?
- Да нет, - спокойно, без видимой обиды отвечает Леонид Михайлович. – Наверное, забыли. Раньше хоть открытку с праздником ко Дню работников леса присылали. Теперь нет, зачем для руководства лишние хлопоты с пенсионером, у начальства сейчас одна забота – прибыль для предприятия. Что там об открытках говорить, дров прихожу выписывать, так порой отказывают, ссылаясь на разные причины…
Нет, не жаловался ветеран, просто честно ответил на заданный ему вопрос. Даже здесь не покривил душой, как был честен во всём перед людьми, так и остался таким же.
В День работников леса я хочу сердечно поздравить Леонида Михайловича АНАНИЧА, а в его лице всех тех, кто добросовестно трудился в Ругозерском, ныне – Муезерском леспромхозе и делал его историю. Спасибо вам за всё и низкий вам поклон.
А. СЕРГЕЕВ
Встреча с кружковцами. Январь 2002 года.
Окончание следует...
Фото из архива кружка "История школы, посёлка".