Прибывая в столицу Узбекистана, будь то по делам или в туристических целях, можно заметить, что это типичный постсоветский мегаполис: шумный, крупный, красивый и интернациональный. Жители Ташкента выглядят достаточно современно и мало чем отличаются от россиян, если не считать более восточного облика.
Особенно это заметно, если сравнить их с жителями южных городов России, где внешние отличия минимальны. Мужчины здесь редко носят бороды, а женщины, за исключением самых пожилых, не покрывают голову платками. Внешний вид жителей Ташкента ничем не указывает на их приверженность исламу. В этом плане на Северном Кавказе, даже в России, население часто выглядит более консервативным.
Однако ситуация меняется, если посмотреть на Москву. В российской столице проживает большое количество выходцев из Средней Азии, возможно, даже больше, чем в самих столицах этих республик. Если в своих родных городах они выглядят как современные люди, то в России мужчины часто носят бороды, а женщины покрывают голову платками.
Почему так происходит?
После распада СССР в республиках Средней Азии началось возрождение ислама. Одной из причин недовольства советской властью было подавление религиозных свобод. Однако в 1990-е и начале 2000-х стало очевидно, что радикальный ислам может привести к серьёзным проблемам. В каждой республике произошли свои эксцессы, и в соседней России на Кавказе шла война. Это вынудило власти вернуть некоторые советские запреты.
В таких условиях ношение платков и бород стало ассоциироваться с радикализмом, и в некоторых местах их периодически запрещают. В столицах Средней Азии, особенно в космополитичном Ташкенте, живут современные, образованные люди. Даже те, кто веруют и соблюдают мусульманские обычаи, часто не считают нужным носить бороды и платки, поскольку ислам допускает национальные особенности в одежде.
Вопрос, почему эти люди меняют свою внешность, приезжая в Москву, имеет несколько объяснений. Во-первых, существует явление духовной прелести, когда человек демонстрирует показную религиозность, особенно если он неуверен в своей вере. Мусульмане также подвержены этому чувству, особенно находясь в чужой стране.
Во-вторых, Москва – это город, суровый к приезжим. В такой среде люди стремятся объединиться, и религия становится сильным объединяющим фактором. В другой стране, благодаря религии, региональные различия между соотечественниками из разных частей Узбекистана, Таджикистана или Киргизии сглаживаются.
Наконец, не стоит забывать, что в Москву приезжают в основном небогатые и не всегда образованные люди из отдалённых провинций. В Ташкенте, возможно, такие люди менее заметны, но в Москве они на виду.