Найти в Дзене
Фильманьяк

Ночной гость (1958) - самая омерзительная роль Смоктуновского

В идиллическом живописном краю, где живут простые люди с открытым сердцем, появляется незваный гость, представившийся Пал Палычем. Обрадованный радушным принятием, Палыч быстро становится центром внимания, однако довольно скоро его поведение настраивает окружающих против него.... Одно из первых обращений в кинематографе к творчеству Юрия Нагибина, посвящённое достаточно интересному образу человека, масштабность благих намерений которого обратно пропорциональна мелочности души. Смоктуновский годом ранее стал знаменит благодаря главной роли в спектакле Товстоногова «Идиот» и его нескладная фактура несказанно удачно подошла для роли Пал Палыча - здесь он просто неузнаваем. И главная удача актёра в том, что он очень точно ухватил парадигму существования своего персонажа. Самая парадоксальная черта Палыча - это искренняя уверенность в собственной безгрешности. Он «думает, что лечит, на деле - калечит». Между прочим в эпизоде на рыбалке, когда Палыч словно предаётся воспоминаниям, можно ух
Этот фильм примечателен участием сразу нескольких артистов, в дальнейшем ставших знаменитыми. Например, одна из первых ролей Игоря Ефимова, в дальнейшем более известного как мастера озвучивания всех.
Этот фильм примечателен участием сразу нескольких артистов, в дальнейшем ставших знаменитыми. Например, одна из первых ролей Игоря Ефимова, в дальнейшем более известного как мастера озвучивания всех.
В идиллическом живописном краю, где живут простые люди с открытым сердцем, появляется незваный гость, представившийся Пал Палычем. Обрадованный радушным принятием, Палыч быстро становится центром внимания, однако довольно скоро его поведение настраивает окружающих против него....
Николай Семёнович на опыте - и практически с порога в неприязни к ночному гостю. В отличии от остальных обитателей дома он сразу понимает, что за фрукт к ним пожаловал.
Николай Семёнович на опыте - и практически с порога в неприязни к ночному гостю. В отличии от остальных обитателей дома он сразу понимает, что за фрукт к ним пожаловал.

Одно из первых обращений в кинематографе к творчеству Юрия Нагибина, посвящённое достаточно интересному образу человека, масштабность благих намерений которого обратно пропорциональна мелочности души.

Автор хорошо подмечает, что Палыч даже в быту - личность никчемная, и максимум в чём он хорош - так это, что называется, сесть «на хвоста»
Автор хорошо подмечает, что Палыч даже в быту - личность никчемная, и максимум в чём он хорош - так это, что называется, сесть «на хвоста»

Смоктуновский годом ранее стал знаменит благодаря главной роли в спектакле Товстоногова «Идиот» и его нескладная фактура несказанно удачно подошла для роли Пал Палыча - здесь он просто неузнаваем. И главная удача актёра в том, что он очень точно ухватил парадигму существования своего персонажа. Самая парадоксальная черта Палыча - это искренняя уверенность в собственной безгрешности. Он «думает, что лечит, на деле - калечит».

Даже последние слова Палыча ставят филигранный штрих в его портрете - такому будет плохо среди рабочих людей.
Даже последние слова Палыча ставят филигранный штрих в его портрете - такому будет плохо среди рабочих людей.

Между прочим в эпизоде на рыбалке, когда Палыч словно предаётся воспоминаниям, можно ухватить определённые корни характера персонажа, улавливая в нём не просто манипулятора, а очень голодного до внимания одиночки. Тут, разумеется, не стоит автоматом ставить диагноз СДВГ, но тоже ведь интересно призадуматься, а отчего такими становятся.

Истинное лицо Палыча открывается только в те моменты, когда с него сползает улыбка. В такие моменты он более всего похож на обиженного ребёнка.
Истинное лицо Палыча открывается только в те моменты, когда с него сползает улыбка. В такие моменты он более всего похож на обиженного ребёнка.

Пал Палыч, которого выдаёт Смоктуновский – это персонаж, которого вряд ли когда-то забудешь. Это тот сорт выдающихся злодеев мирового кинематографа, к которым проникаешься ненавистью – вроде старухи-кляузницы из «Белый Бим, Чёрное Ухо». Или как Перси Уэтмор из «Зелёной мили». Во всяких тиктоковых подборках его не встретишь на соседней строчке с Джоффри из «Игры престолов», а между тем он этого более чем заслуживает.

Георгий Жжёнов - замечательный актёр. Но закадровый текст всё-таки им произнесён с излишним пафосом.
Георгий Жжёнов - замечательный актёр. Но закадровый текст всё-таки им произнесён с излишним пафосом.

Забавно найти в сети трактовки, согласно которым явившийся из ночного мрака гость - воплощение чистого зла. Чувство ненависти, постепенно возникающее по отношению к данному персонажу, обусловлено в первую очередь его узнаваемостью. По сути, Нагибин очень точно запечатлел в Пал Палыче тот контраст, что находится во многих людях. Такие громко бьют себя в грудь, изображая жертву, и живя по слоганом «для людей». Реальность - весь мир гори огнём, когда у них что-то личное. Так что слишком уж велик ярлык «чистого зла» для обыкновенного позёра. Фильм идёт не больше часа, посему рекомендую как-нибудь ознакомится – его не встретишь по телевизору, а стоило бы записать в ряды классики.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.