Вот оно и случилось. Страшное. Ребенку придется учиться в вузе, документы в который были поданы «на всякий случай». То есть самом затрапезном, никому неизвестном. Вся семья в трауре. Будущее рисуется только темными красками.
Я предлагаю разобраться, в чем отличия топовых и ведущих вузов России от небольших частных или скромных государственных. Ведь программы с названием, например, «Менеджмент» или «Экономика», есть практически в каждом вузе. Что же, где-то неправильно или не тому учат?
Главное для программы – аккредитация, а для вуза – лицензия
Если у вуза, куда поступил ребенок есть лицензия, а на выбранную программу получена аккредитация, то можно успокоиться – всему, что требуется в профессии, студента научат. Требования к программам с одними и теми же названиями одинаковые по всей стране. Что-то сверху вуз давать может, но урезать предметы или часы – нет. С этим все очень жестко.
Государственная аккредитация проводится в соответствии со ст.92 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Цель аккредитации – подтвердить качество образования по программе. Процедура эта сложная, кому интересно – читайте Закон и методики. Главное – критерии одинаковы для всех. Аккредитация для учебных программ МГУ, СПбГУ и любого другого вуза страны проходит по одним и тем же правилам.
Кстати, в ведущих вузах вполне могут набирать студентов на программу, аккредитация на которую еще не получена. Процесс может быть начат или нет, это уж как повезет.
В соответствии со ст.91 упомянутого выше Закона, образовательная деятельность в Российской Федерации подлежит лицензированию. То есть вуз, у которого нет лицензии, на самом деле этим учреждением не является, работает незаконно или предоставляет, согласно документам, какие-то другие услуги.
В чем же отличие обучения в ведущих вузах и обычных
Я уже сказала, что в разных вузах могут добавлять в программы какие-то свои дисциплины, увеличивать количество часов лекций или практик. Однако главное отличие не в этом.
В ведущих вузах:
- Сильные преподаватели. Часто это доктора наук с солидной практикой. Их имена известны далеко за пределами вуза. В том же периферийном могут учиться по их учебникам.
- Практика в крупнейших компаниях отрасли и страны. Студенты уже после второго-третьего курса могут поработать, например, в Газпроме.
- Техническое оснащение
В принципе именно эти три отличия и становятся решающими в желании абитуриентов и их родителей попасть именно в ведущие вузы, хотя не все отдают себе в этом отчет. Причем возможность «зацепиться» и остаться работать в компании с большими зарплатами и шикарными перспективами карьерного роста, наверное, определяющие.
Если у студента есть желание получить знания и хватит на это решимости, он это сделает в абсолютно любом вузе, главное – с лицензией и по аккредитованной программе.
Можно ли сломать стереотип
Легко! Они вообще ломаются на каждом шагу. Проще простого встретить в сети реальные печальные или гневные истории о выпускниках МГУ, Бауманки, ВШЭ и других вузов, которые идут работать в непонятные места. Диплом дает определенные возможности и преимущества, но ничего не гарантирует.
Не меньше историй о том, как кто-то вообще без диплома устроился на хорошую работу. И действительно, так тоже можно, если есть голова на плечах и желание чего-то добиться. Однако с дипломом это сделать все-таки проще, да и самому будет легче, если есть некий фундамент из знаний.
Так что ставить крест на жизни ребенка, который не сумел собраться, хорошо сдать ЕГЭ и поступить в престижный вуз, точно не стоит. Как бы это банально не звучало, если есть сильное желание и воля к победе – все получится.
Сейчас, увы, очень много инфантильных детей, вырастающих в инфантильных взрослых, которые ждут, что все само как-нибудь образуется и получится. Зато самое время активным и амбициозным добиваться головокружительных успехов, даже если старт вышел не совсем удачным.
Все получится!