Олимпиада – когда-то торжество агона, пика человеческой мощи, энергии, силы, ловкости, выносливости. Справедливых поступков и решений, честных правил и их неукоснительного соблюдения. Спортсмены-олимпийцы как бы богоподобны – т.е. подобны олимпийским богам и героям, способным достигать вершин во всех смыслах.
О совершенстве тела и духа, античном величии простой жизни напоминали еще недавно олимпийские игры - этот раж объясним очень просто, т.к. древен (как и мы). Потому как вызывает исконные, инстинктивные и глубинные чувства - сопричастности и единения. Это древнейшие и основные потребности - самоопределения, понимания того, на кого ты сам хотел бы быть похожим, кем бы ты хотел быть. И того, что при разной идентичности, мы все равно все едины. Вот две эти потребности в олимпийских играх соприкасаются между собою в контексте соревнований. Игры, подобно античному театру или мистериям - напоминание о том, что люди вышли из единого и совершенного. И к тому же самому должны стремиться. За совершенство отвечают полубожественные спортсмены-сверхлюди, за единение - люди-зрители. Или снова спортсмены - если речь идет о командных играх.
Посмотреть на наслаждающихся спортом - причаститься совершенного. Понаслаждаться вместе с другими - нырнуть в живое единое море вечности. Неслучайно родина Игр - Греция. Олимп с его божественными амброзией и нектаром, совершенным атлетизмом и природными красотами. Атлеты среди природного совершенства. Античная философия совершенства и красоты. Олимпийские игры в своей сути - совершенство в квадрате, в кубе.
...Этот крупнейший мировой спортивный праздник зародился в Древней Греции и был вновь возрождён в конце позапрошлого века. Древние турниры включали в себя несколько видов спорта, которые сейчас являются основной частью программы Летних игр. В 1924 году появились Зимние игры.
К концу VI века до нашей эры по крайней мере четыре греческих спортивных праздника, иногда называемых «классическими играми», приобрели большое значение. Позже подобные соревнования проводились почти в 150 городах, включая Рим, Неаполь, Одессу, Антиохию и Александрию.
Но из всех игр, проводимых по всей Греции, Олимпийские игры были самыми известными. Проводимые каждые четыре года полуторамесячные ( с 6 августа по 19 сентября), они занимали такое важное место в греческой истории, что в поздней античности историки измеряли время, ориентируясь на периоды олимпиад.
Олимпийские игры и правда подобны мистериям, их природа общая. Да они и были созданы в честь Зевса, верховного бога Олимпа - в Олимпии, городе на северо-западе Пелопоннеса.
Еще в 8м веке - на турнире 776 г. до н.э. - было только одно соревнование – бег. Проводилось стандартное состязание на скорость и выносливость на одном из отрезков трассы в Олимпии. В последующие десятилетия были добавлены другие состязания. Например, спринт протяжённостью около 192 метров в длину. В 724 г. до н.э. состоялась гонка на две дистанции (диаулос). Современная дисциплина – бег на 400 метров – была включена четыре года спустя.
Борьба и пятиборье были введены в 708 году до нашей эры. Далее было создано соревнование по многоборью, состоящее из пяти видов: прыжок в длину, метание копья, метание диска, бег и борьба. Бокс появился в 688 г. до н.э., а гонки на колесницах – восемь лет спустя.
В 648 году до нашей эры ввели панкратион – вид современного единоборства. Это соревнование сочетало борьбу, бокс и уличные бои.
Несмотря на постоянные нововведения программа была не такой разнообразной, как у современных Олимпийских игр. Не было ни командных игр, ни игр с мячом, а лёгкая атлетика была ограничена четырьмя видами бега и уже упомянутым пятиборьем.
В первые века олимпийских соревнований все соревнования проводились в один день. Позже Игры были распределены на четыре дня, пятый же был посвящён вручению призов на церемонии закрытия и банкету для чемпионов. В большинстве дисциплин атлеты участвовали в обнажённом виде.
Олимпийские игры технически ограничивались свободнорождёнными греками. Большинство участников были профессионалами, которые готовились к мероприятиям на постоянной основе. Эти спортсмены получали значительные призы за победы на многих предварительных фестивалях, хотя единственным призом на Олимпии был венок или гирлянда.
В Спарте девушки и девушки тренировались и соревновались на местном уровне. Но, за исключением Спарты, соревнования для молодых гречанок были очень редкими и, вероятно, ограничивались ежегодными местными забегами. В Олимпии турнир, проводимый каждые четыре года в честь богини Геры, включал в себя соревнования молодых женщин, которые были разделены на три возрастные группы. Тем не менее, эта эстафета не была официальной частью Олимпийских игр (они проводились в другое время года) и, вероятно, не была учреждена до прихода Римской империи.
Греция потеряла независимость из-за нападения Рима в середине 2 века до нашей эры. Ввиду этого поддержка соревнований в Олимпии и других частях страны значительно упала. В течение следующего столетия сокращалось количество Игр, их качество и число участников. Римляне относились к лёгкой атлетике с презрением – раздеваться догола и соревноваться на публике было в их глазах унизительным. А сакральных смыслов для них в чужой культуре и вовсе не было.
Но император Август не мог не сознавать, что для самих порабощенных греков Игры имеют особое значение. Поэтому он организовал соревнования для греческих спортсменов на временном деревянном стадионе, построенном рядом с Большим цирком в Риме. Это было, как говорится, "не то", но он "хотя бы попробовал" (с). Обстановка была далека от торжественного и трепетного отношения греков к Играм. Ну и вот вам еще пример разницы и подходов: император Нерон, в полном соответствии со своим образом, опозорил себя и Олимпийские игры, когда пьяный вступил в гонки на колесницах, упал с повозки во время заезда, а потом все равно объявил себя победителем. Ну пьяный, ну упал, ну идентифицирует-то он себя победителем...Что-то напоминает, правда? Кстати, и это ведь привело к закату Империи...
...Неудивительно, что в итоге Олимпийские игры были окончательно отменены - около 400 года нашей эры римским императором Феодосием I. Упадочные игры в честь чужих богов никак не вписывались в тогдашние реалии.
...Самым известным агитатором возрождения нынешних ОИ был барон Пьер де Кубертен. Он родился в Париже в первый день нового 1863 года. Его семейные традиции указывали на военную карьеру и, возможно, последующий переход в политику. Но в 24 года Кубертен решил, что его будущее в образовании и физическом воспитании. В 1890 году он отправился в Англию, чтобы встретиться с доктором Уильямом Пенни Брукс, который также десятилетиями пытался возродить древние Олимпийские игры, черпая идеи и мотивы из серии греческих олимпиад, которые пытались возродить в Афинах уже с 1859 года.
После череды бюрократических и административных проволочек, голосований и утверждений, первая британская олимпиада Брукса, проведённая в Лондоне в 1866 году, была вполне успешной. На ней присутствовало много зрителей и достойных спортсменов. Однако его последующие попытки не увенчались успехом и были встречены безразличием общественности, а также противодействием со стороны конкурирующих спортивных групп.
25 ноября 1892 года на собрании Союза атлетов спорта в Париже, не упоминая ни Брукса, ни этих предыдущих современных Олимпиад, Кубертен сам выступал за идею возрождения Олимпийских игр и именно он предложил проводить соревнования не в рамках одной провинции или страны, а расширить влияние Олимпийских Игр на международную спортивную арену. Идея встречи атлетов из разных стран для проведения соревнований была направлена не только на возрождение Олимпиады как таковой, но и послужила бы мотивом для сплочения спортсменов и укрепления гражданских союзов между разными государствами. В то время было много волнений в странах, рост гражданского национального самосознания, некоторые государства буквально рушились или наоборот, строились. Требовалось объединение в этом росте разобщенности.
Странно, но для проведения первой церемонии открытия в Афинах в 1896 году необходимо было преодолеть большое безразличие, если не противодействие, греческого премьер-министра вообще проводить Игры. Но когда к власти пришёл новый премьер-министр, Кубертен и его соратник Викелас смогли отстоять свою точку зрения, и соревнования были открыты королём Греции в первую неделю апреля 1896 года, в День независимости государства. Дата была рассчитана согласно Юлианскому календарю, который тогда использовался в Греции.
Еще в 1894 году на Парижском конгрессе контроль и развитие современных Олимпийских игр были переданы Международному олимпийскому комитету (МОК). Во время Первой мировой войны Кубертен перенёс свою штаб-квартиру в Лозанну в Швейцарии, где она и осталась. С тех пор именно МОК несёт ответственность за поддержание регулярного проведения Олимпийских игр. Честь проведения Олимпийских игр возложена на город, а не на страну. Выбор города остаётся за МОК.
Члены МОК еще на заре своего создания обещали, что каждому участнику будет предоставлен свободный вход на Игры без какой-либо дискриминации по признаку религии, цвета кожи или политической принадлежности. Это предполагало и гарантии того, что национальное правительство не откажет в выдаче визы ни одному из атлетов-иностранцев. Но в 1976 году на Монреальской Олимпиаде Канада отказала в визе представителям Тайваня, потому что они не желали отказываться от выступления под флагом Республики Китай, в соответствии с которым их национальный олимпийский комитет был принят в МОК. Как же часто эти обещания были и еще будут нарушены! И нарушаются до сих пор...Сегодня МОК, подобно нетрезвому безумному возничему, принимает решения, кто победитель, а кто нет. Правила? Честь? Не слышали.
Когда-то Олимпийские игры были демонстрировавшими героические, богоподобные возможности упорных, талантливых, трудолюбивых спортсменов. Это было подлинным восхождением на Олимп - символом устремления человека ввысь, к вершинам духа и тела, к пику возможностей. Этот пик был ориентиром для всех остальных. "Вот, на кого я хочу быть похожим, вот каким я хочу стать!" "Вот с кем я хочу быть". Недавняя "олимпиада" словно погрузила эти мечты, стремления и ценности куда-то на глубину, в подземное царство Аида. Даже церемонии открытия и закрытия парижского "торжества" напоминают его.
Что происходит с Играми сегодня, миру и так демонстрируют современные перемены, связанные с этими, когда-то мистериальными торжествами. И та же родина Игр - Греция - оценила это как «крах цивилизации».
Юлия Милович-Шералиева