Найти тему
ПУЛЬС LIVE | ОМСК

Микрофинансовые организации перестанут кошмарить россиян

Микрофинансовые организации перестанут кошмарить россиян

Корректное отношение к должникам проконтролирует служба судебных приставов.

В России кредитные и микрофинансовые организации (МФО) обяжут отчитываться о своей деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц. Сейчас такие сведения в Федеральную службу судебных приставов предоставляют только профессиональные коллекторы. Ключевые показатели в отчетах — соблюдение прав граждан и количество жалоб на незаконные действия сотрудников кредитных организаций. Изучили законопроект и напоминакм, что запрещено в отношениях с должниками.

Защитить права людей

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) опубликовала данные, согласно которым в список организаций, занимающихся возвратом просроченной задолженности физических лиц, входят 319 банков и 952 микрофинансовые организации (МФО). В течение прошлого года и первого полугодия этого года за незаконные действия в отношении должников было составлено 5395 протоколов об административном правонарушении, а сумма наложенных штрафов превысила 240,2 миллиона рублей. Однако, несмотря на это, в ФССП поступило более 16 тысяч обращений от граждан, из которых половина жалоб была направлена на микрофинансовые организации, а 23% — на кредитные. Основные претензии заявителей связаны с нарушением их прав на сохранение тайны личной жизни, добросовестной репутации, владения собственностью и других.

На деятельность МФО обратила внимание спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, предложившая запретить их работу в России. По ее словам, из-за таких организаций люди «попадают в реальную кабалу». «Я не могу видеть уже по телевизору вот эти страшные трагедии людей, которые берут кредиты в микрофинансовых организациях, квартиры отдают, деньги большие», — заявила она 30 июля в ходе заседания Совета по развитию финансового рынка при палате регионов.

Для того чтобы улучшить ситуацию, Правительство намеревается ужесточить надзор за кредитными и микрофинансовыми учреждениями и, аналогично коллекторским агентствам, обязать их предоставлять отчетность Федеральной службе судебных приставов (ФССП). Законопроект, который призван реализовать эти меры, был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и сейчас проходит антикоррупционную экспертизу.

Согласно пояснительной записке к этому документу, основными критериями в отчетах должны стать «соблюдение прав граждан, имеющих просроченную задолженность, и отсутствие нарушений общих правил совершения таких действий». По мнению авторов законопроекта, дополнительный контроль со стороны ФССП поможет выявлять нарушения и привлекать виновных к ответственности.

Жалобы обоснованы

Министерство юстиции должно установить порядок, форму, сроки и периодичность предоставления отчетов своим приказом. Коллекторские агентства подают такие сведения два раза в год. В этих отчетах они указывают, среди прочего, количество обращений и жалоб от физических лиц-должников, а также количество рассмотренных обращений.

Если эта норма будет принята, то, по оценкам Правительства, затраты банков и микрофинансовых организаций на подготовку справок и документов составят от 300 миллионов до 3 миллиардов рублей.

Депутат Государственной Думы, председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил в интервью «Парламентской газете», что упорядочение работы - это всегда хорошо, но в то же время это может привести к увеличению нагрузки на банки и микрофинансовые организации, а также к возможным трудностям в отношениях с регулирующими органами. Он также подчеркнул, что в Комитет поступают жалобы от заемщиков, и часто они обоснованы.

«К сожалению, не очень корректно, добросовестно и на основе закона осуществляются действия по отношению к заемщикам со стороны кредитных организаций, а со стороны микрофинансовых организаций — тем более. Поэтому вполне допускаю, что мы такую инициативу Кабмина поддержим. Конечно, внимательно изучим, посмотрим все аспекты, статистику, в том числе и позицию банков по этому вопросу. Допускаю, что Правительство представит факты, которые подтвердят необходимость внесения такого законодательного акта. Ну и дальше будем принимать решение», — заключил глава профильного комитета.

В удобном формате

Согласно законодательству, коллекторы и представители кредитора не имеют права беспокоить должника в рабочие дни с 22:00 до 8:00, а в выходные и праздничные дни - с 20:00 до 9:00 по местному времени. Встречи с должником разрешены не более одного раза в неделю, а звонки - не более одного раза в сутки, не чаще двух раз в неделю и восьми раз в месяц.

Также регламентировано количество текстовых и голосовых сообщений: не более двух в сутки, четырех в неделю и шестнадцати в месяц. Должник имеет право взаимодействовать с кредиторами через портал госуслуг, при этом количество обращений по одному обязательству не должно превышать двух в течение календарного месяца.

Если должник не желает общаться с кредиторами, он может уполномочить своего адвоката или отправить письменное заявление на запрет телефонных переговоров и личных встреч. В таком случае его будут уведомлять о задолженности в письменной форме.

В начале общения взыскатель обязан представиться, сообщить свой индивидуальный идентификационный код, присвоенный ему кредитором, а также предоставить аналогичную информацию от голосового помощника. Необходимо сообщить полное наименование кредитора, сумму просроченной задолженности и её структуру.

Представители кредитора не имеют права общаться с родственниками должника без его письменного согласия. Однако такое согласие может быть отозвано в любой момент.

Взыскателям запрещено заходить в дом или квартиру должника, проявлять агрессию, оказывать психологическое давление, угрожать или вводить в заблуждение. В таких случаях рекомендуется обратиться в полицию, Банк России, Федеральную службу судебных приставов или прокуратуру.

Фото: «Парламентская газета»

Сергей Михневич

Делитесь информацией, оставляйте комментарии. Нам важно ваше мнение! Еще больше материалов на нашем сайте PulsLive.com