Блогер (не поленюсь в очередной раз напомнить, что музыкант мне разрешил именно так его титровать) Юрий Эдуардович Лоза, как всегда грамотно обозначил контекст:
«Скончался Ален Делон, увы, даже не дотянув до девяноста. Хотя, почему увы? Это нам хотелось бы, чтобы он жил вечно, а сам он давно уже был готов к уходу и даже подумывал об эвтаназии. По его словам, он сыграл всё, что хотел и закончил все намеченные земные дела.
В новостях сказали, что бешеную популярность в Союзе ему обеспечило участие в фильме «Тегеран-43», но это неправда.
Как раз в этом фильме он мог и не сниматься – всё равно о нём так же слагали бы песни, а наши дамы считали его самым красивым мужчиной 20-го века.
Но Делон брал не только внешними данными, он был хорошим актёром. Я видел опухшие от слёз глаза наших зрителей, выходивших из кинотеатра после просмотра фильма «Двое в городе» – это был результат его талантливой игры.
В одном из интервью он сказал, что тот кинематограф, которому он посвятил свою жизнь, навсегда почил в бозе и уже не вернётся. Сегодня, после смерти Алена Делона, я готов согласиться с этим утверждением – ушёл один из последних, кто делал то большое кино.
Царствие Небесное!».
Сто миллионов билетов в кино – именно столько купили советские зрители, чтобы попасть на сеанс фильма «Тегеран-43» в 1980 году. Только в Советском Союзе его посмотрели 47 миллионов человек, а ведь картина была рассчитана на международный прокат. Показы с успехом прошли во Франции, Швейцарии, Испании и других странах, а на родине фильм стал самым кассовым в год премьеры и также побил рекорд в 1981 году. Причин тому было много. Действие картины развивается по двум сюжетным направлениям: в 1943 году и в 1970-е годы. Через весь фильм проходит история любви советского разведчика Андрея Бородина и француженки русского происхождения Мари Луни, переводчицы с персидского языка (Иран). В фильме снимались три международные звезды: Ален Делон (в роли французского инспектора полиции), Клод Жад (она также играла в другом советском фильме, «Ленин в Париже») и Курд Юргенс, который сыграл здесь свою предпоследнюю роль в кино.
Лейтмотив фильма — ставшая впоследствии известной песня «Une vie d’amour» в исполнении Шарля Азнавура.
Владимир Наумов: «Конечно, присутствие Делона в картине очень помогло её успеху. 100 миллионов билетов было продано у нас в СССР, это колоссальное количество, это был рекорд в том году. Картина получила главный приз на Московском международном фестивале и ещё много призов самых разных. Очень хорошо прошла во Франции и была продана во многие страны мира».
«Среди ярких и, право же, необычных для нас актёрских дуэтов — Наталия Белохвостикова и Ален Делон, Армен Джигарханян и Клод Жад, Жорж Жере и Альберт Филозов… Причём очень важно, что западные кинозвёзды не просто блистают на небосклоне „Тегерана“, а с полной отдачей работают на выражение идеи, политической и художественной концепции фильма.» (Андрей Зоркий / «Советский экран» № 5, 1981).
Через много лет вышел документальный фильм «Воспоминания о создании фильма „Тегеран-43“». В нём Владимир Наумов вспоминает, как из-за невозможности провести натурные съёмки в Тегеране были специально построены макеты жилых кварталов в одном из московских павильонов.