Найти тему
Сергей Курий

«The Final Countdown» группы EUROPE - не просто мелодия, а настоящий «мозговой червь»

Признаюсь сразу. Никогда не был поклонником творчества EUROPE, да и сам стиль глэм-металла не особо тревожит струны моей души. А вот песню «The Final Countdown», как и многие мои соотечественники, очень люблю.

Это только музыкальные критики ценят песни за какие-то экспериментальные находки, или интеллектуально-социальный посыл. Рядовому же слушателю надо, чтобы песня его волновала, цепляла, и этого у песни «The Final Countdown» не отнять. Прошло уже столько лет, а она до сих пор льется с экранов телевизоров, размножается в виде каверов, звенит мобильными рингтонами…

-2

Хотя сама песня и вышла в 1986 году, история ее началась значительно раньше, и началась именно со знаменитого синтезаторного риффа, который может напеть любой из вас.

О написании этого риффа ходит немало слухов. Где-то даже писали, что вокалист ЕВРОПЫ – Джоуи Темпест, будучи еще юным шведским пареньком Рольфом Магнусом Йоакимом Ларссоном, услышал сию мелодию на дискотеке во время лазерного шоу.

На самом же деле точно известно, что Джоуи осознанно наиграл этот рифф на синтезаторе еще в 1982 году. Так бы и пылился этот «черновик» в загашнике, если бы басист Джон Левен не предложил превратить «туду-дут-ду!» во что-то более серьезное. Надо сказать, нередко бывает, что в написанной на основе риффа песне ничего хорошего кроме этого риффа и нет. Но тут, надо отдать должное, всё получилось органично и на славу.

Джоуи Темпест родился 19 августа 1963 года.
Джоуи Темпест родился 19 августа 1963 года.

Забавно то, что клавишник Мик Михаэли при записи смешал два тембра двух синтезаторов («Я взял звук медных духовых на JX-8P и заводское звучание Yamaha»), а впоследствии так и не мог получить точно такого же звучания. Пришлось пользоваться сэмплами…

-4

Поначалу этой песней просто планировали открывать концерты, поэтому и не парились насчёт её хронометража (полная версия длилась более 5 минут). Однако вскоре поняли, что она явно тянет на хит.

Впрочем, были в группе и недовольные. Гитарист Джон Норум уже ворчал по поводу появления в их рядах клавишника, а уж услышав столь дискотечную мелодию и вовсе запротестовал против того, чтобы «The Final Countdown» выпускали в виде сингла. Ведь изначально синглом планировали сделать другую – более роковую – песню «Rock the Night», но Джоуи Темпест (подозреваю, что при поддержке лейбла CBS) настоял на своём.

И не ошибся. В 1986 году сингл «The Final Countdown» оглушительно выстрелил, возглавив чарты 25 стран, заняв 8-е место в хит-параде США и разойдясь восьмимиллионным тиражом. Более продаваемого сингла у CBS до этого не было.

-5
Дж.Д.Консидайн (музыкальный критик журнала «Rolling Stone»):
«Слова «The Final Countdown» ровным счетом ничего не значат, когда читаешь их на бумаге, но превращаются в настоящую драму с помощью пронзительного вокала Темпеста, прорывающегося сквозь псевдо-оркестровую трясину синтезаторов и гитар. Возможно это банально, возможно - вторично, но нельзя отрицать, что это эффектно».

Тема для песни зародилась в голове Джоуи Темпеста под влиянием другого космического хита – «Space Oddity» – авторства Дэвида Боуи. Текст «The Final Countdown» вышел не столь мрачным, но тоже достаточно драматичным и совсем не веселым, как может показаться. Недаром название песни всё-таки надо переводить полностью, как «Последний обратный отсчет», как бы странно это не звучало (разве может быть первый обратный отсчёт?). Видимо, слово «Последний» должно было символизировать, что герои песни покидают Землю бесповоротно.

-6
Автор перевода — Олег Лобачев:
https://lyrsense.com/europe/the_final_countdown?ysclid=lzo3xijdss634672752
Мы улетаем вместе,
Но это всё ещё прощание.
И, может быть, мы вернемся
На землю, кто знает?
Я думаю, что некого винить.
Мы покидаем землю
Будет ли все, как прежде?
Это последний обратный отсчет.
Последний обратный отсчет.
Мы летим к Венере
И гордо смотрим вперед.
Быть может, они увидели нас
И приветствуют нас всех?
Так много впереди световых лет
И столько всего нужно открыть.
Я уверен, что мы будем очень скучать по ней.
Это последний обратный отсчет.
Последний обратный отсчет…

А в СССР в это время молодежь вовсю обвешивалась напульсниками и цепями, выражая таким образом массовую любовь к хэви-металлу. И тут на телеэкранах (!) появляется ЕВРОПА и милашка Темпест – с завивкой по последней моде, весь в коже и ловко вращающий микрофонной стойкой.

Насколько я помню, клип ЕВРОПЫ впервые появился в какой-то из новых вечерних программ типа «Взгляда». Поэтому, когда в 1987 году транслировалась программа «Шведская «Лестница Якоба» в гостях у «Утренней Почты»», я, как и многие, прильнул к экрану, чтобы созерцать именно ЕВРОПУ. Исполненная в той программе «Final Countdown» вместе с балладой «Carrie» так и остались самыми известными произведениями ЕВРОПЫ на одной шестой суши.

Сами же музыканты отнюдь не считают себя «группой одной песни». И вполне небезосновательно.

Д. Темпест:
«…это не соответствует действительности. По-моему, это скорее проблемы радио и телевидения, которые, к сожалению, слишком часто крутят одни и те же песни. На семи пластинках, я имею в виду и пластинки EUROPE, и свои сольные, всегда была хотя бы пара песен, которые становились хитами и в Европе, и в США».
Барабанщик Ян Хауглунд:
«…из-за «The Final Countdown» нас считают группой одного хита, но если бы мы написали все те же песни, но не написали «The Final Countdown», то нас бы считали группой как минимум десяти хитов».
-7

Хит, внесший первое зерно раздора в ряды EUROPE, эту группу впоследствии и воссоединил. Участников ЕВРОПЫ, давно ушедших в сольное творчество, попросили исполнить «The Final Countdown» на праздновании Миллениума – уж очень символично звучала эта песня в последние минуты 2-го тысячелетия.

К слову, за два года до этого Дитер Болен беззастенчиво передрал знаменитый синтезаторный рифф для песни MODERN TALKING «We take the chance», за что обиженная ЕВРОПА, по-моему, смогла-таки получить материальную компенсацию.

Заразная мелодия даже неожиданно (и явно случайно) проникла во вступление песни «Gone With The Wind» 1999 г. группы BLACKMORE’S NIGHT, которая вообще-то строилась на мелодике русской песни «Полюшко-поле».

Стоит ли говорить о количестве каверов на эту песню? А если и говорить, то безусловно стоит отметить превосходную мрачно-электронную трактовку «The Final Countdown» группы LAIBACH c альбома «NATO» 1994 г.

Не раз эта песня исполнялась и в оркестровой обработке Лично меня особо повеселили вот эти латвийские виолончелисты:

Ну, и совсем довели до хохота парни из Elakelaiset с финоязычной версией под названием «Jaakarihumppa». Это так "плохо", что даже хорошо:

P.S.
Ещё пара каверов по наводке Германа Сазонова:

Джазовый кавер от Vintage Cabaret и Gunhild Carling

Акустический кавер от Игоря Преснякова:

***
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.

Автор: Сергей Курий

См. также: