Найти в Дзене
ГЕОСТРАТЕГ

Особенности Марокко и Иордании (18.08.2024)

На Ближнем Востоке сохранилось значительное количество монархий, большая часть которых расположена в Персидском заливе и получает ренту от нефтегазовых месторождений (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, ОАЭ и др.), но есть исключение – Марокко и Иордания. Последние не имеют таких ресурсов, их проблемы, задачи и проводимая политика имеет много общего не с монархиями, а с соседними арабскими республиками. При этом, также характерны значительные отличия, в частности, армия и спецслужбы не играют роли одного из полюсов силы и находятся под контролем верховной власти. Элиты состоят не из потомков героев войны за независимость в 1-2 поколении, а из ещё доколониальных владетелей. Подробнее см. ниже.

И, да, настоящая субъектность и свобода мысли для элит бывшей колонии возможна, лишь когда к власти приходит поколение, детство которого пришлось уже на период независимости…))
На Ближнем Востоке сохранилось значительное количество монархий, большая часть которых расположена в Персидском заливе и получает ренту от нефтегазовых месторождений (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, ОАЭ и др.), но есть исключение – Марокко и Иордания. Последние не имеют таких ресурсов, их проблемы, задачи и проводимая политика имеет много общего не с монархиями, а с соседними арабскими республиками. При этом, также характерны значительные отличия, в частности, армия и спецслужбы не играют роли одного из полюсов силы и находятся под контролем верховной власти. Элиты состоят не из потомков героев войны за независимость в 1-2 поколении, а из ещё доколониальных владетелей. Подробнее см. ниже. И, да, настоящая субъектность и свобода мысли для элит бывшей колонии возможна, лишь когда к власти приходит поколение, детство которого пришлось уже на период независимости…))

#геостратегия
Копирование и внедрение демократических, западных процедур в традиционных обществах, для которых характерны простые феодальные и/или родоплеменные отношения, негативно влияет на их стабильность и устойчивость. Привычные для США и Европы закамуфлированные элитные механизмы контроля становятся видны и очевидны. Контраст между декларируемыми внешними формами, с апелляцией к свободе, равенству и братству, резко противоречит внутреннему наполнению. В результате население недоверчиво и негативно смотрит на элиты, что начинают говорить странные и глупые вещи, но продолжают делать всё по-старому, наоборот.

Для простых людей «демократизация» предстаёт в виде двуличия, лжи, обмана надежд с одной стороны и нарушения традиций с другой, подрывая доверие. Без подобных нововведений общество оставалось бы более консолидировано и устойчиво. Несмотря на это, большая часть населения сохраняет приверженность патриархальным традициям, лояльность, верность общине, клану, племени, землячеству, имаму мечети, шейху, региональному лидеру и т.д. Однако, среди активного и/или думающего меньшинства вырастает недоверие к государственным институтам, радикализация мнений и лояльность лидерам протестов.

В условиях распада мир-системы, усиления неравенства между странами, закрытия границ, рост численности населения и высокая доля молодежи в ближайшие 15-20 лет будут не преимуществом, а проблемой для большинства стран Магриба. Уровень доступных естественных производительных сил в регионе будет падать, как следствие разрыва связей с более развитыми странами мира и крайне низкого собственного уровня науки и технологий. Даже при меньшем количестве молодежи, перспектив и возможностей у них было бы мало, что уж говорить про период общемировой катастрофы. Дети будут жить значительно хуже родителей, которые жили в бедности и нищете.

В отличие от соседей по Ближнему Востоку, для стран Магриба ближайшие десятилетия не столь страшны, так как сохраняется возможность для самостоятельного физического выживания. Минимальные потребности в пресной воде, продуктах питания и энергетике будут выполнены, но уровень жизни резко просядет, социальные диспропорции и недовольство будут очень быстро нарастать. Из-за наличия радикальных салафитских движений и групп страны региона ждут волны социальных взрывов, бунтов и революций.

Среди монархий Ближнего Востока, Марокко и Иордания выделяются. Они не являются рантье, сидящими на ресурсах, доли в доходах от которых хватает практически на все адекватные запросы правящего слоя и населения. В ближайшие годы указанные две страны будут более внутренне, т.е. без учета внешних факторов, устойчивы по сравнению с соседними республиками:

  • ️восприятие монарха в качестве духовного лидера имама всей мусульманской общины страны, в обоих случаях правят династии – потомки Мухаммеда (Алауиты / Филалидские шерифы и Хашимиты, соответственно);
  • ️государственная власть не вызывает у радикальных исламистов такого отторжения и неприятия, а население более устойчиво к радикальной пропаганде;
  • ️отсутствуют ложные надежды и обещания изменений, к которым общество объективно не готово;
  • ️присутствует потребность в авторитетном арбитре (короле) в наполненном различными кланами и группами обществе;
  • ️сохраняются традиционные родоплеменные элиты и отношения, в Марокко это около 500 семей;
  • ️армия не является самостоятельным полюсом сил, левое движение и либералы маргинализированы как в обществе, так и элите.

Будучи более естественной для региона государственной формой (см. рисунок), Марокко имеет все шансы дольше всех соседей сохранять устойчивость, но относительная прозападная ориентация и политика усложняют жизнь. Арабское общество хорошо понимает, когда подобное делается из хитрости, для прямой торгово-экономической выгоды, но здесь последняя не очевидна.

И, да, среди элит Марокко и Иордании существует консенсус, о неприемлемости серьезных внутренних изменений, но внешние силы настроены на подрыв ситуации, вероятность успеха велика…))

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3856

#АндрейШкольников​​ #стратегия​ #геостратегия​​ #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей