В поисках звука мы «бродим в сумерках» своей памяти. Что и как должно звучать, мы воспринимаем на слух. Хорошо если уже найдены наушники, по которым можно сравнивать. Тогда запускаем «звук» и сравниваем материал, как он воспринимается нами из колонок и как его преподают наушники.
Без сравнения всё может нравиться, но чего-то не хватать. И в поисках мифического «чего-то» могут уйти годы. А если всё устраивает, то можно слушать и блютус колонку, хрипами и шумами воспроизводящую плохо пережатый МР3.
Глобальные изменения в звуке можно получить простой перестановкой акустики в комнате. Но наши квартиры далеки от идеала и при небольших размерах комнаты приходится чем то жертвовать. Например: размещение колонок у короткой стороны (с окном) даст большую глубину сцены, значительно сузив её; поборов протесты жены и найдя компромисс, разместив колонки по длинной стене – получаем ширину сцены, но снизим её глубину. Насколько можно потерять в глубине сцены, зависит от удалённости кабинетов колонок от стены, что может не выдержать критики со стороны любимой (она тоже хочет проводить своё свободное время с комфортом, а не поднимать с пола провода при уборке, или расшибать о колонки коленки вовремя ночных блужданий по комнате).
Правильное место найдено!!! Измерительный микрофон и REW показывают, что без доработки помещения – лучше не будет, но выходит из строя твой любимый усилитель. После выкраивания из бюджета энной суммы, ты получаешь… новые проблемы. Решив новые проблемы малой кровью, ты не получаешь удовлетворения, так как в тебе просыпается искатель «правильного звука» (аудиофил). Дабы есть несколько ЦАПов, источников. Зверь (аудиофил) – выпущен. Теперь ни слёзы жены (если она узнает о потраченных суммах), ни скромная сумма имеющейся наличности (а кредитка нам что?), не остановят меня в день распродаж на маркетплейсах.
Есть в наличии три рабочих лошадки (усилителя): IOTAVX MA3 (доработан заменой ОУ), Creek 4330 mk2, Fosi Audio V3. В МА3 установлен ЦАП, на чипе ES9018K2M Sabre. Периодически достаётся с полки TempoTec V6 (ЦАП - 2 x Asahi Kasei AK4493SEQ, усилители - 2 x OPA1612 + 4 x OPA1688). К ноуту подключен iBasso DC03 (ЦАП - 2 x Cirrus Logic CS43131). Плюс на работе трудится китайский ЦАП на AK4490 (переделан по питанию, с подбором ОУ). А ведь вышла шикарная вещь - FIIO KA17 (конвертеры - 2х ESS ES9069Q, USB - XMOS XU316, усилитель - класса AAA 78+). Надо брать «убийцу» всех свистков и некоторых стационаров.
Старичок Creek сходит с дистанции, так как напольники он не смог потянуть даже после «доработки». МА3 и Фози соревнуются между собой, выходя из схваток только на субъективном мнении.
Не будем тянуть кота за… в порядке приближения к идеалу: IOTAVX MA3, TempoTec V6, iBasso DC03, FIIO KA17, DAC AK4490 XMOS USB. Неожиданно. Дома трудятся связки Ноутбук + foobar2000; DAC AK4490 XMOS USB (он смог подружиться со Smart TV по оптике), IOTAVX MA3 (OPA1622); АС 851 (когда жены нет дома); Ноутбук + Album Player, FIIO KA17, AKG K371 (так не растёт уровень раздражения на сериалы и фильмы про лавстори). На работу переехали iBasso DC03 и Fosi Audio V3.
А теперь про сложное – критерии оценки. Воспользуюсь сравнением ЦАПов от ESS и АК одного человека, перепаявшего не одну цепь питания и заменившего не одну пару ОУ. Все мы иногда посещаем кинотеатры, смотрим телевизор. Есть форматы: SD, HD, Full HD, 2K Ultra HD, 4K, 8K, пропорции экрана 21:9 и 16:9. Опираясь на всем понятное качество, попробую оценить «звучание» имеющихся у меня ЦАПов. Но…
В МА3 ЦАП ES9018K2M приготовлен не лучшим образом. В ФНЧ после ЦАПа установлен ОУ NE5532, что значительно ухудшает всю картину (так будет правильный называть построение звука акустикой или наушниками). Замена на другой ОУ сопряжена с проблемой – корпус микросхемы SOIC 8, что затрудняет замену и уменьшает «количество подходов». Но на работе есть паяльная станция, а в заначке ОРА 1656. Результат разительный, по сравнению со стоковым состоянием. Но расклад остаётся прежний, если желание наслаждаться картинкой в 8К в приоритете. Как фоновый звук – без разницы какой ЦАП будет «звучать».
И так: ЦАП МА3 создаёт широкую и очень узкую картину (звуковую сцену). Это слышно на композициях 5 и 6 Scorpions - 2014 - MTV Unplugged In Athens (Limited Tour Edition) CD1. Играющие в одной тональности аккордеон, гитара и скрипки сливаются в одно. Сцена очень высоко от пола. При прослушивании Live In Europe - Melody Gardot, всё не так критично, но перкуссия прижата к улетевшему от пола контрабасу. Уровень восприятия 2К на большой диагонали – много неиспользуемого пространства.
TempoTec V6 – в паритете с iBasso DC03 из-за правильной подачи звука. Докупаем ему балансный кабель и получаем «правильный» 4К, не HDR, но близко. Scorpions – разборчиво, правильно в верхах и середине, а вот с басом – перебарщивает. Что проявляется в некоторых записях с альбома Melody Gardot, где басовые партии записаны, сведены на мониторах «закрытый ящик».
iBasso DC03 – слишком раздуты низкие частоты, верхние выпирают, значительно приближая перкуссию к слушателю. Scorpions – разборчиво, правильно в середине, а вот в верхах и с басом – перебарщивает, хочется убавить низов, применить эквалайзер (руки прочь от «чистого звука»). Melody Gardot – благодаря выпячиванию перкуссии, обратил внимание, некоторые инструменты, звучание которых начал «выслушивать» на других ЦАПах. 4К, но присутствует «цветовое» перенасыщение.
FIIO KA17 – Почти рядом с 4К, но что-то не так с пропорцией. Где-то перепутан экран 21:9 и 16:9, не попадая в формат «видео». Scorpions – разборчиво, правильно, но где эффект присутствия (ли я уже зажрался?). Melody Gardot – вот-вот и почувствую дыхание певицы, но экран телевизора не передаёт запахи и тактильные ощущения (придираюсь, но за билет платить – это не моё). Сцена заужена, что сказалось правильным образом при использовании с наушниками. Можно заслушаться правильной сценой, которая перестала лезть за макушку. С другими ЦАП было ощущение, что сидишь в первом ряду перед огроменным экраном, приходилось крутить головой (достраивать сцену).
DAC AK4490 XMOS USB– фаворит и елей для моих ушей. Сцена широчайшая. Словно экран изогнут перед тобой, звуки прилетают из мест, где давно нет колонок. Хочется раствориться в этом звуке, как в тёплой ванной – кайф. Scorpions– бас наконец то прибран, а всё грешил на стоячие волны, аккордеон, гитара, скрипки – шикарно. Melody Gardot – кажется, я без билета пробрался на каждый концерт в её турне по Европе. Можно подойти и коснуться рукой, но… 8К в HDR формате.
Всё субъективно и справедливо для моего сетапа и помещения. Это я понял, когда занёс на работу iBasso DC03 и Fosi Audio V3. Мои не совсем для ближнего поля АС Opti 17, вдруг заиграли. Появились постоянные высокие, обозначились скрытые инструменты, и бас проклюнулся. Видимо 17-е оказались очень тёмной акустикой, которую надо было перенасытить «цветом».
Домашний сетап: Ноутбук + Album Player foobar2000; TempoTec V6; IOTAVX MA3 (OPA1622); АС 851 на динамиках Асалаб (апгрейд фильтра), размещены по длиной стене комнаты 18 м2 (из звуковой подготовки комнаты - мебель).
Рабочий сетап: Компьютер + Album Player foobar2000; iBasso DC03; Fosi Audio V3 (OPA2604); АС Opti 17 (апгрейд фильтра).
Референс: Ноутбук + Album Player; FIIO KA17; AKG K371-BT.
Тестовый материал:
Scorpions - 2014 - MTV Unplugged In Athens (Limited Tour Edition) CD1: 5, 6 трек
Live In Europe - Melody Gardot.