Найти в Дзене
ВЗГЛЯД ЗРИТЕЛЯ

Как «Ворон» стал культовым фильмом

В честь скорого выхода новой экранизации знаменитого комикса «Ворон» с Биллом Скарсгардом в главной роли предлагаю вспомнить, как создавался оригинальный фильм 1994 года, почему он стал культовым и вошёл в историю мирового кинематографа.

Постер самого первого фильма 1994 года
Постер самого первого фильма 1994 года
Постер ремейка 2024 года
Постер ремейка 2024 года

Всё началось с «Бэтмена». Вышедший в 1989 году фильм Тима Бёртона о Брюсе Уэйне имел грандиозный успех, поэтому голливудские продюсеры начали искать что-то такое, что могло повторить этот «бум». Но студиям так и не удавалось запустить новую комикс-франшизу: почти все крупные премьеры, основанные на графических романах, проваливались. Тем временем, фильмы независимой кинокомпании New Line Cinema успешно выступали в прокате при небольших для блокбастеров бюджетах - выпущенные ею «Черепашки-ниндзя», «Маска», «Спаун» и «Блэйд» собирали отличную кассу.

Одна из обложек оригинального комикса
Одна из обложек оригинального комикса

Эта же студия также планировала экранизировать и «Ворона» - мрачный комикс Джеймса О'Барра о рок-музыканте Эрике Дрейвене, который возвращался из мёртвых, чтобы отомстить бандитам за смерть свою и своей возлюбленной. Источником вдохновения для автора стал реальный несчастный случай: его невеста погибла по вине пьяного водителя. Помимо прочего, О'Барр сильно вдохновлялся мрачными песнями Joy Division и The Cure. Комикс «Ворон» вышел в 1989 году и сразу стал очень успешным. На волне популярности автору предлагали даже поставить мюзикл с Майклом Джексоном в главной роли, но он отказал. Также не согласился писатель на предложение об экранизации и от New Line Cinema, зато принял условия Paramount.

Брэндон Ли в роли Эрика Дрейвена
Брэндон Ли в роли Эрика Дрейвена

В истории кинематографа фильм остался известен как проклятая картина. С первого съёмочного дня группу поджидали неудачи. Плотник получил серьёзные ожоги; рабочий пробил руку отверткой; каскадёр сломал несколько ребер, провалившись сквозь крышу; электрика сильно ударило током; недовольный декоратор во время нервного срыва въехал на машине в комнату с реквизитом; ураган разрушил несколько декораций; грузовик с оборудованием сгорел. А апогеем всего этого безумия стало 31 марта 1993 года, когда за восемь дней до запланированного окончания съёмок погиб главный актёр Брэндон Ли.

Ли без своего знаменитого грима
Ли без своего знаменитого грима

В тот день он снимался в сцене, где злодеи стреляют в Эрика и насилуют его невесту. Актёр Майкл Масси выстрелил в Ли из револьвера 44-го калибра, не подозревая, что мастер по реквизиту забыл проверить оружие. Оказалось, что во время предыдущего использования пистолета в стволе застряла пуля, и пороховой заряд безопасного холостого патрона направил её в актёра. 28-летний Ли был смертельно ранен в живот и скончался в больнице после шестичасовой операции.

Майкл Масси в роли Фанбоя
Майкл Масси в роли Фанбоя

Студия Paramount после этого приняла решение выйти из проекта, но его подхватили братья Вайнштейн из Miramax. Более того, они даже выделили дополнительные 8 миллионов долларов на постпродакшен. Сцены с Ли закончили с помощью дублера Чада Стахелски (который в будущем снимет всех «Джонов Уиков») и компьютерной графики. В итоге фильм собрал в прокате почти 100 млн долларов и даже запустил франшизу из трёх неудачных сиквелов, сериала с Марком Дакаскосом (на чьих съёмках погиб каскадер Марк Экерстирим) и многострадального ремейка (за 16 лет в производственном аду он успел сменить дюжину режиссёров и исполнителей главной роли). Из-за гибели Ли чувством вины и кошмарами до конца жизни мучился Масси. Двусмысленный слоган ленты «Darker than the bat» оказался правдивым: история «Ворона» получилась куда мрачнее, чем «Бэтмен».

Кадр из фильма «Ворон» (1994)
Кадр из фильма «Ворон» (1994)

Тем не менее, если забыть об ужасах производства «Ворона», он окажется вполне новаторской супергероикой. Действие фильма происходит 30 октября в Детройте, в так называемую Ночь дьявола накануне Хеллоуина. Ещё с 1970-х годов детройтская молодежь в Ночь дьявола развлекалась вандализмом и поджогами многочисленных пустующих домов. Депрессивный промышленный город, славящийся запредельным уровнем преступности, давно стал популярной локацией для жестоких историй. Именно здесь стоит на страже порядка Робокоп, читает рэп бедняк Эминем в «Восьмой миле», орудует слепой маньяк в «Не дыши», преследует подростков передающееся половым путём проклятие в «Оно приходит за тобой», даже водятся вампиры из «Выживут только любовники».

Кадр из фильма «Ворон» (1994)
Кадр из фильма «Ворон» (1994)

Режиссёр Алекс Пройас, до этого снимавшего музыкальные видео для INXS, Alphaville и Стинга, планировал сделать унылый индустриальный ландшафт Детройта декорацией для этакого гонконгского экшена. Он вдохновлялся модными в те времена фильмами Джона Ву и китайскими фэнтези. Во многом из-за этого на главную роль выбрали сына Брюса Ли (поначалу на роль Эрика рассматривали Кристиана Слэйтера и Ривера Феникса, а сам О'Барр хотел видеть в ней Джонни Деппа). К тому моменту Ли-младший успел сняться всего в четырех боевиках: гонконгском «Подставленном», западно-германской «Операции "Лазер"» и голливудских «Разборках в маленьком Токио» и «Беглом огне». Большого успеха они не имели, и именно «Ворон» должен был стать прорывом для Ли. Ради роли ожившего мертвеца мастер восточных единоборств похудел на 18 килограммов и нанял хореографа боев Джеффа Имаду, который ставил драки для «Дома у дороги», «Чужих среди нас и второго «Рэмбо».

Брэндон Ли
Брэндон Ли

Однако культовым «Ворона» сделали не драки с перестрелками, а мрачная атмосфера. Фильм запустил новую волну интереса к готической эстетике, популярной в 1980-х. Герои сражались на крышах соборов, среди горгулий и крестов, а в перерывах между разборками цитировали «Потерянный рай» Джона Милтона и «Ворона» Эдгара Аллана По. В мире «Ворона» всегда стоит ночь и идёт дождь, а персонажи одеты во всё чёрное.

Кадр из фильма «Ворон» (1994)
Кадр из фильма «Ворон» (1994)

Сам Пройас называл фильм «антикомиксом» и даже хотел сделать его чёрно-белым, оставив цвет только у огня и крови. В итоге у оператора Дариуша Вольски (который позже снимет, например, все части «Пиратов Карибского моря» кроме пятой, а также поработает над многими фильмами Ридли Скотта) получилось создать монохромное изображение, занизив насыщенность цветов и полностью избавившись от голубого и зеленого в кадре. Кстати говоря, Эрик Дрейвен первым из супергероев стал поджигать свой символ для устрашения преступников.

«Логотип» Эрика в виде ворона
«Логотип» Эрика в виде ворона

По итогу «Ворон» оставил значительный след в кинематографе - его влияние заметно, например, в не менее великой «Матрице» братьев (сейчас уже сестёр) Вачовски, «Бойцовском клубе» Дэвида Финчера, в стилистике «Города грехов» и «Тёмного города», гриме Джокера в «Тёмном рыцаре», кожаных нарядах Блэйда, истории воскрешения комиксного мстителя Спауна и технических решениях «Гладиатора» (так, сцены с внезапно умершим актёром Оливером Ридом также досняли с помощью цифровой маски).

Кадр из фильма «Матрица» (1999), где герои тоже одеты преимущественно в чёрные кожанки
Кадр из фильма «Матрица» (1999), где герои тоже одеты преимущественно в чёрные кожанки

В итоге можно сказать, что Алекс Пройас, несмотря на все трудности, снял один из важнейших супергеройских фильмов 1990-х, который не только двигал жанр вперёд, но и стал своеобразной капсулой времени, по которой можно изучать субкультуры, моду и музыку прошлого поколения. А главное, несмотря на весь сопутствующий мрак, ключевой посыл «Ворона» оказался весьма оптимистичным и был пропет в заглавной теме: «It Can’t Rain All the Time» (Дождь не может идти вечно).

#лонгрид #ворон #thecrow