Жизнь состоит из потерь?
Современная психология, на мой взгляд, очень сильно акцентирует внимание на состоянии счастья, позитива, эмоционального подъема; на том, как брать от жизни все и получать удовольствие. При этом с самого начала своего развития в психологии так естественно выделяется важное место процессу проживанию горя.
Концепция работы горя представляет собой процесс психологической адаптации к потере, и этот процесс играет центральную роль в человеческом опыте. Работа горя важна не только для преодоления эмоциональных последствий от потери близкого человека, но и любой значимой потери, с которой человек сталкивается на протяжении своей жизни.
Способность проживать потери — это фундаментальная функция психики. Это как фундамент для дома – способность совершать работу горя позволяет человеку переживать и интегрировать потери в свою жизненную историю, тем самым сохраняя психическое здоровье. Без этой способности человек рискует столкнуться с психологическими расстройствами, например хроническими депрессиями, может впасть в «хроническое горе». Грубо говоря, как дом не построить без фундамента, так и человеку не получится быть психически здоровым, и относительно счастливым без умения проживать потери.
Жизнь как непрерывная работа горя
"вся наша жизнь — работа горя" - процесс переживания потерь является не случайным или изолированным событием, а непрерывной и неотъемлемой частью человеческого опыта.
Каждый этап жизни несет в себе потери — будь то потеря юности, иллюзий, близких людей или возможностей. Эти потери требуют от человека постоянной психологической работы, чтобы адаптироваться и находить новые способы самовыражения и новые смыслы в изменяющихся обстоятельствах. В какой-то степени, как мне кажется, жизнь в принципе вся состоит из потерь, кризисов, из переходов с одного этапа на другой. Взросление, рост, сепарация, создание чего-то нового – все это невозможно без утраты чего-то старого и прошлого опыта.
Даже если потеря была в каком-то смысле освобождением, она все равно влечет за собой изменение внутреннего мира. Освобождение от чего-то, что казалось обременительным, это все равно потеря, которая вызывает гамму разных чувств, от облегчения до грусти или горевания. Проживание этих чувств позволяет человеку осознать и интегрировать потерю, предотвращая возможное возникновение неразрешенных эмоциональных конфликтов. Также, казалось бы, радостные изменения в жизни, например, долгожданный переезд или замужество влекут за собой чувства грусти по тому периоду, который был ранее и которого больше не будет. Отгоревать потерю предыдущего места жительства, потерю той части себя, которая свободна и не замужем, это важный момент, который часто может быть упущен. В радости как будто нет места для грусти.
Первичное горе и возможность терять
Способность проживать потери начинает формироваться в самом начале жизни. Первичное горе дает нам возможность терять, не умирая. Первые опыты потерь, которые мы проживаем, формируют нашу способность справляться и с последующими потерями. Отлучение от груди, разлука с матерью… Эти ранние опыты служат своего рода тренировкой для психики, учат тому, что утрата — это часть жизни, человек совершенно точно может пережить её и продолжить жить полноценной жизнью. Это крайне важно для развития устойчивости и эмоциональной зрелости. Работа горя предполагает трансформацию утерянного объекта во внутреннюю часть психики.
В заключение хочу подчеркнуть, что работа горя — это не только необходимый процесс адаптации к потерям, но и важный элемент психического роста и развития, а значит и необходимый процесс в психотерапевтической работе. Работа горя позволяет нам постоянно переосмысливать и перестраивать наш опыт в более широком контексте жизни, тем самым способствуя более глубокому пониманию себя и своего места в мире.