Найти в Дзене

ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ БАЛАРАМА УБИВАЕТ ДХЕНУКАСУРУ

Оглавление

Господь Баларама убивает Дхенукасуру – демона-осла. В этой лиле Господь Баларама олицетворяет гуру-таттву, а Дхенукасура – грубое невежество, которое проявляется как привязанность к деятельности ради плодов. В самой лиле показано, как духовный учитель помогает ученику избавиться от этой анартхи. Когда мы практикуем прямые формы преданного служения – шраванам-киртанам-вишнох смаранам пада-севанам, все они, будучи напрямую связанными со служением Господу, очищают наше сознание от анартх.

Но некоторые анартхи не уходят автоматически благодаря практике преданного служения. Они, будучи связанными с нашим выбором, напрямую зависят от того, насколько мы серьезно готовы следовать наставлениям гуру-парампары.

Ведь не секрет, что начинающему преданному свойственно следовать прихотям своих ума и чувств. И демон Дхенукасура как раз олицетворяет склонность действовать, опираясь на привязанности к внешним результатам.

Господь Баларама и Ямуна деви
Господь Баларама и Ямуна деви

Эту анартху можно назвать базовой, поскольку она связана с нашим изначальным заблуждением о том, что мы появились на свет ради наслаждения плодами, которые дарует нам этот мир. Бхактивинода Тхакур в «Бхаджана-рахасье» называет эту анартху термином «таттва-вибхрама» – заблуждением, вызванным непониманием реальности касаемо своего положения и окружающего мира. Бхактивинода Тхакур советует нам с помощью духовного учителя понять четыре вещи:

1. Принять положение Господа как единственного наслаждающегося.
2. Согласиться со своим положением вечного слуги Господа.
3. Принять целью своей жизни развитие настроения безусловного служения Господу в спонтанной преданности Ему.
4. Понять, что все препятствия на пути к этой цели коренятся в нашем невежестве, которое нужно устранить.

В этом вопросе нам как раз может помочь духовный учитель, который является представителем Господа Баларамы. Именно духовный учитель способен помочь ученику сделать правильный выбор, опираясь на знание, которому обучает его. Благодаря правильному пониманию самбандха-гьяны, мы должны получить понимание, что не являемся деятелями и теми, кто наслаждается плодами этого мира. И Дхенукасура олицетворяет привычку отождествлять себя с грубым материальным телом, поскольку, будучи движимыми привязанностью к плодам, мы не можем оторваться от телесной концепции жизни – «я» и «мое».

Господь Баларама и Господь Кришна
Господь Баларама и Господь Кришна

Господь Баларама проявляет Себя через Своих представителей – вайшнавов.

Чистые вайшнавы даруют нам веру в бескорыстное преданное служение, и мы получаем адхикар практиковать бхакти. Так Господь Баларама, будучи севака-Бхагаваном, через гуру-таттву сажает в нашем сердце семя преданности. Это семя бхакти обесценивает чрезмерную привязанность к материальному миру и ложное отречение от него. Обычно мы в этом мире действуем только ради наслаждения и желания избежать страданий. Но очищенная шраддха – вера в безусловное служение – обесценивает эти желания. В конечном счете, чистая душа привязана не к плодам деятельности, а к процессу любовного служения. Этот принцип заложен в семени шраддхи и проявляется по мере ее очищения через процесс слушания и повторения. Но на начальных этапах, хотя вера пробуждается в нашем сердце, мы продолжаем отождествлять себя с телом, потому что в сердце еще живет вера в деятельность ради плодов, или анартха Дхенукасуры.

Эту анартху представляет осел, потому что осел олицетворяет изнурительный труд ради пучка соломы. Ослу кажется, что он должен тяжело трудиться за пучок травы, хотя мог бы свободно пастись на лугах. Также осел олицетворяет наше ложное «я» и «мое», поскольку деятельность ради плодов привязывает нас к телесной концепции. Проблема начинающего преданного в том, что, даже получив знание о том, что мы не тело, а душа, он не понимает, в чем заключается деятельность души. Хотя служение – это конституциональная природа души, наша ошибка в том, что, даже получив знание о душе, мы продолжаем действовать с привязанностью к плодам. Такая деятельность не позволяет нам оторваться от телесной концепции жизни. Это невежество, которое сидит очень глубоко.

Именно представитель Господа Баларамы, духовный учитель, помогает ученику победить это невежество, давая ему возможность совершать преданное служение без привязанности к результатам. Духовный учитель наставляет ученика, чтобы тот привязался к качественному выполнению своего служения для удовлетворения Господа.

Если мы являемся слугами Кришны, то нашей целью должно быть только бескорыстное служение. В служении Господу мы не должны преследовать личные интересы. Духовный учитель дает нам знание и показывает личный пример бескорыстного служения. Милостью Господа Баларамы он победил этого Дхенуку в своем сердце, и мы должны вдохновляться его примером. Духовный учитель учит нас качественно выполнять свое служение ради удовлетворения Господа.

Наши материальные тело, чувства и ум не хотят служить, они хотят наслаждаться плодами. Но для души естественно выполнять служение качественно и со вкусом. В самой лиле Господь Баларама входит в лес Талаван, где живет осел Дхенука, чтобы убить его и предложить плоды талы Кришне и друзьям пастушкам.

Где живет демон Дхенукасура и как его изгнать

В нашем сердце есть место, где поселилась вера в деятельность ради плодов – осел Дхенукасура. Там мы пытаемся наслаждаться плодами своей деятельности, хотя они не питают наше истинное сознание. Эти внешние плоды никаким образом не очищают и не питают душу. Может быть, ложное эго наслаждается этими плодами, но душа остается неудовлетворенной. Неудовлетворенное сердце – несчастное сердце, которое будет всех критиковать и выражать свое недовольство.

У Дхенукасуры не было удовлетворения. Он жил в этом лесу, но не мог питаться сладкими плодами деревьев тала. Если кто-то приходил в лес, он их убивал, защищая плоды.

Подобно этому, начинающий преданный, действующий ради внешних плодов, может думать, как Дхенука: «Я никому не отдам плоды из своего леса, ведь я так долго вкладывался, взращивал их. Эти плоды – мои годы практики, результаты моего служения, моя карьера, мои последователи, мои проекты. Я буду сражаться до конца и никому их не отдам». Вот такое ослиное сознание.

Господь Баларама убивает демона Дхенукасуру
Господь Баларама убивает демона Дхенукасуру

Но в практике бхакти нас должны вдохновлять не эти внешние плоды, а само служение. Иначе мы будем вынуждены пребывать в телесной концепции жизнь за жизнью с Дхенукой в своем сердце. Наш истинный плод – развитие вкуса к слушанию и прославлению качеств Господа и качественное служение миссии Господа Чайтаньи. Когда у нас развивается настроение служения ради удовлетворения Кришны, гуру-парампары и вайшнавов, нам будет несложно осознать себя душой. Этот духовный вкус испытывают не материальные ум и разум, а чистая душа.

Материальные чувства ищут приятное, а ложное эго и разум сотканы из корысти и просто хотят наслаждаться плодами. Но душа естественным образом испытывает духовный вкус к служению. Единственное, что блокирует этот вкус – привязанность к деятельности ради плодов.

Если ученик искренне примет прибежище у представителя Господа Баларамы – истинного духовного учителя и, строго следуя его наставлениям, изгонит из своего сердца демона Дхенукасуру, совершая служение только ради удовлетворения трансцендентных чувств Господа, то дремлющая в сердце дживы чистая преданность пробудится и, подобно водам Ганги, устремится к лотосным стопам Шри Шри Радхи-Говинды, смывая со своего пути все препятствия.

Е. С. Даяван Свами