О том, кто и когда воздвиг обелиск на центральной площади Лавры и почему он выбивается из общего архитектурного облика Лавры?
Между колокольнею и Троицким собором стоит на площади памятник. Редко кто из туристов и прочих посетителей Лавры остановится против него и прочтёт те надписи, что расположены с четырёх сторон. Так, если бросит скользящий взгляд, да и пойдёт дальше. А ведь на памятнике, с четырёх сторон, надписи о достопамятных событиях, что происходили в Лавре.
Сперва жепрочтём все надписи, а после немного порассуждаем. Читают же тексты с южной стороны, против часовой стрелки.
Тексты на сторонах обелиска
Южная сторона
D. O. M. (Deo Optimo Maximo – Богу Всеблагому Всевышнему)
Три были несчастливые для России времена; и в оных сия обитель к сохранению Отечества содействовала и спомоществовала.
Было Татарское иго, кое не один век угнетало Россию. Великий Князь Дмитрий Иванович Донской сражался с Татарами под предводительством Мамая. Св. Сергий отому содействовал и молитвами, и советом, и посланием на поле сражения двух иноков Пересвета и Ослябя, и писанием ободрительным при самом в бой вступлении, обнадеживая известною победою, одержанием которыя положено основание к свержению наконец ига Татарского.
Восточная сторона
Злоключение было от Поляков. По злокозненному коварству Римскаго Папы с Езуитами, вымыслив они лже-Дмитрия, и под его именем, довели было Россию до края бедствий; Обитель сия ко избавлению всеми образы не токмо спомоществовала; во всех сынов Отечества действия, предприятия, ревнования, совершения, духом своим оживляла. И хлебом во время глада снабдевала, и могими деньгами нуждам Отечества служила. Даже жертвовала и самыми церковными драгоценными утварями. Но и долговременную выдержала осаду; а тем северныя страны, а через них и самую Столцу и всю Россию предохранила.
Северная сторона
Притом и во все грады из сея же обители детали увещательные грамоты, возбуждающия на помощь Столицы, кои и воздействовали в Нижних градах, особливо же в достопамянтном Нижегородском гражданине, Кузьме Минине. Нои самому по бури возсиявшему ведру, единодушным избранием Царя Михаила Федоровича, и совершенному мятежей успокоению, сия же обитель соучаствовала. Ибо и самому миру Промысл благословил заключену быть под стенами сея обители в селе Деулине.
Во всех же оных славных деяниях отличил себя Троицку Келарь Аврамий Палицын, и Архимандриты сея обители: Иосаф и Дионисий.
Западная сторона
Во время стрелецких мятежей, Петр 1-й, сей муж, толико собою славный и толико Россию прославивший, для сохранения своей жизни двукратно находил убежище внутре сея священные ограды.
В прославление сея обители и в вечную память великих мужей, Св. Сергия, Архимандритов: Иоасафа и Дионисия, и Келаря Аврамия, поставил и посвятил сей памятник
Платон Митрополит Московский и Архимандрит сея Лавры. 1792 года.
«Они на Небесах: им слава не нужны,
К подобным нас делам должна вести она»
Несколько слов про памятник
Обелиск, высотою в 14 аршин, установлен был, как мы знаем, в 1792 году тщанием Митрополита Московского Платона. Приурочено сие событие к 400-х летию преподобного Сергия Радонежского. Венчает обелиск золотой шар, по трём сторонам же – солнечные часы, кои позволяют определять не только время, но и месяц.
Согласно описанию, сделанном в девятнадцатом веке Е. Голубинским, в 1823 году вокруг памятника было сделано ограждение. Вместо столбов в землю были вкопаны пушки, казёнными частями вверх. По ним же «повешены гирляндами толстые железные цепи». Пушки взяли из ещё оставшегося к тому времени от прежнего арсенала. Число их было 18 штук. Но, как утверждает Е. Горский, один столб был сделан из поддельный пушки, потому как она – деревянная.
Однако, есть сведения о том, что первые пушки как раз и были деревянными. Может это была одна из таких древних пушек времён штурма Москвы Тохтамышем в 1382 году, чудом сохранившаяся?
«В 1792 году на открытом пространственном месте, между колокольнею и Троицким Собором, с одной стороны, а с другой, между Успенским Собором и Казначейскою линиею, поставлен каменный из дикого крупного и тесаного камня обелиск, вышиною в 14 аршин, на площадке с ступенькою, и с тумбою из того же тесанного камня.
Верх обелиска окончен остроконечным мрамором, а на нем поставлен медный из огня золоченый шар. На том же обелиске, сверх тумбы, укреплены с трех сторон солнечные часы, с стрелками из огня золочеными, а на тумбе, со всех четырех сторон, вделаны четыре овальные из белого мрамора доски, на коих вырезаны кратко те достопамятности, коими в разные времена сия обитель прославилась, и какие от неё отечеству изъявляемы были услуги. Устроен сей обелиск тщанием и иждивением Преосвященного Митрополита Платона».
Печатное описание Лавры 1796 года.
Почему именно такая форма памятника?
Повод, по которому поставлен обелиск, вполне понятен. Но вот почему именно такую форму выбрал митрополит Платон для увековечивания памяти преподобного? Форма памятника более уместна Санкт-Петербургу конца восемнадцатого – начала девятнадцатого веков. Но никак не тому стилю, что сложился в Лавре. Да и не покидает ощущение, что присутствует масонская символика в данном памятнике.
Вспомним, что в 1796 году Троицкую обитель, в коей в те времена митрополит Платон сохранял пост священно-архимандрита Лавры. В тот же приезд посетил император Павел I и Вифанию, в коей жил митрополит. Сей визит имел благие последствия Вифании. Император Павел I всемилостивейше повелел учредить в Вифании второклассный монастырь с соответствующим содержанием. Тем же указом повелено было учредить семинарию и пожаловано монастырю более пятисот десятин близлежащих земель.
В честь того памятного посещения под окнами митрополичьих покоев был воздвигнут обелиск «в память посещения и трапезования в сей обители покойного Государя Павла I».
С некоторой степенью уверенности можно утверждать, что митрополит Платон к обелискам был, скажем так, неравнодушен.
Вспомним, что митрополит Платон был назначен матушкой императрицей Екатериной II законоучителем цесаревича Павла Петровича и придворным проповедником. Митрополит и цесаревич долгое время были друзьями и, конечно же, обмениваясь взглядами и мнениями на те или иные события и жизненные обстоятельства, влияли друг на друга.
В те годы масонство было популярным в высших кругах. Да и сам император Павел I был сему веянию времени не чужд. Некоторые историки утверждают, что и митрополит Платон принадлежал этому общественному течению. Однако, доказательств тому не приводят. Хотя и дружен был со многими приверженцами идей «западных просветителей».
В 1796 году митрополит Платон вник в устав «вольных каменщиков». Они представили ему на рассмотрение свой устав, дабы он, прочитав его, убедился в «безвредности данного братства». Однако, «после прилежного прочтения», он заключил, что сие «безместно зло и вредно, нежели он до прочтения сих бумаг думать мог».
Впрочем, вникать в подробности взглядов и дискуссий того времени у нас нет намерения. Для дела сего требуется множество знаний и определённая отвага. Здесь мы затронули эту тему лишь потому, что нам показалось это важным в контексте рассуждения об обелиске, на коем отмечены великие деяния, из стен Троицкого монастыря изошедших.
Однако вернёмся к обелиску. Ещё раз зададим вопрос – чем же руководствовался митрополит Платон, выбирая столь оригинальную форму запечатления события о четырехсотлетии преподобного Сергия Радонежского? Возможно, что в архивах и есть письма митрополита Платона, или какие иные документы, в коих он рассказывает своему собеседнику о том, почему и зачем он решил воздвигнуть сей памятник.
При подготовке материала использована статья «Жизнь и взгляды митрополита Московского Платона (Левшина)». Автор – Глазева Алла Сергеевна, соискатель кафедры истории России исторического факультета Воронежского государственного университета.