"…Язык — это объединенная духовная энергия народа" — отметил в работе "Язык и философия культуры" выдающийся немецкий филолог, языковед и философ, один из основоположников лингвистики, В. Ф. Гумбольдт.
Если быть точнее: "…Язык — это объединенная духовная энергия народа, чудесным образом запечатленная в определенных звуках, в этом облике и через взаимосвязь своих звуков понятная всем говорящим и возбуждающая в них примерно одинаковую энергию."
Действительно, язык — это отражение духовности народа. В этом смысле духовную энергию можно назвать менталитетом.
Язык того или иного народа не только является отражением его национального мышления, но и формирует это мышление. Получается, что язык и мысли, формирующие его, неразрывно взаимосвязаны. Словарный запас конкретного языка включает в себя не только совокупность языковых знаков, но и совокупность мыслительных средств, которые имеются в языковом сообществе; так, язык того или иного народа в своих понятиях содержит картину мира, которая передается из поколения в поколение.
Такие мысленные конструкции хранятся в знаковой системе языка. Так, например, пословицы и поговорки становятся средствами для передачи опыта и мировоззрения поколений: «Бог терпел, да и нам велел.» «Хотя осердится, да после смирится.» «Работай — сыт будешь; молись — спасешься; терпи — взмилуются.».
Из языка можно узнать, какими ценностями жил тот или иной народ, что составляло основу его духа. В нем сконцентрирована эта самая духовная энергия народа, а мы, современники имеем возможность погружаться в эти нескончаемые пласты мудрости, глубины накопленных знаний о мире и разгадывать "зашифрованные, закодированные" предками послания.
Согласно Гумбольдту, "язык есть не продукт деятельности (ergon), а сама деятельность (energeia)". Хотя язык и устойчив как явление, обязательное для правильной жизнедеятельности человека, он, в то же время, постоянно меняется. Так, язык пребывает в непрерывном движении, а каждый человек, творящий и пользующийся этим самым языком, воздействует на него. Возникает удивительная, можно даже сказать, таинственная связь: язык влияет на сознание человека, а оно, сознание человека, в свою очередь влияет на язык.
Потому не менее уважаемый лингвист А.А. Потебня когда-то отметил: "Говорить значит не передавать свою мысль другому, а только возбуждать в другом его собственные мысли". Мы общаемся образами, запечатленными в звуках (ведь слово состоит из звуков), складываем эти самые слова в предложения, но передаем при этом некую "энергию", которая отражается в сознании воспринимающего нашу речь по-своему уникально, сквозь призму его собственных мыслей. Удивительно, правда?
Поэтому, если взглянуть на язык глубже, можно увидеть, что это — непрерывный творческий процесс. Языком закладывается образ мысли и в языке этот образ мысли находит свое выражение.
Примечательно, что понимание всех возможных подтекстов, тончайших эмоциональных окрасок и смыслов в слове/ фразе/ тексте, в полном объеме доступно лишь носителю данного языка или представителю конкретного менталитета. Здесь язык становится своего рода кодом, для расшифровки которого нужно быть (или стать при приложении определенных усилий) частью народа, частью его духовной энергии.
Ментальность другого народа можно познать посредством изучения языка. Именно поэтому язык есть объединенная духовная энергия народа. Как говорил талантливый писатель Ч. Айтматов: «Бессмертие народа – в его языке».
. . .
Удивительная вещь — язык. Живая, непрекращающаяся, основополагающая.