В горах начал таять снег, а Банни не было в живых уже несколько недель, когда мы осознали всю тяжесть своего положения.
Именно так начинается первый роман американской писательницы Донны Тартт. Довольно экстравагантный способ начать историю, не правда ли?
о книге
Нельзя говорить о "Тайной истории", не упомянув автобиографический элемент романа. Донна Тартт училась в престижном американском колледже Беннингтон и окончила его по специальности "Классическая филология". В интернете можно найти статьи, сравнивающие преподавателей и студентов колледжа с героями романа, но на этом не хотелось бы останавливаться. Важно лишь отметить преподавателя Клода Фредерика, с которого, по всей видимости, был списан персонаж Джулиана Морроу. Клод преподавал искусство в Беннингтонском колледже в довольно нетрадиционном формате — занятия часто проходили у него в гостиной, где он в кимоно рассказывал узкому кругу учеников, которых он самостоятельно выбирал, об "Илиаде" или произведениях Шекспира.
Именно в колледже Донна начала писать свой первый роман и побудило ее к этому идея начать книгу с убийства. В интервью Чарльзу Россу писательница рассказывает, что её интересовал вопрос: как создать саспенс, зная, что должно произойти? В этом же интервью Донна упоминает, что вдохновлялась саспенсом в стиле Хичкока. Приведу цитату Хичкока, которая лучше всего раскрывает суть такого саспенса:
Существует четкая разница между «саспенсом» и «сюрпризом», и все же многие картины постоянно путают эти два понятия. Я объясню, что я имею в виду. Сейчас мы ведем очень невинную беседу. Предположим, что под столом между нами лежит бомба. Ничего не происходит, и вдруг - «Бум!». Раздается взрыв. Публика удивлена, но до этого она наблюдала совершенно обычную сцену, не имеющую особого значения. А теперь давайте рассмотрим ситуацию в напряжении. Бомба находится под столом, и публика знает об этом, вероятно, потому что видела, как анархист положил ее туда. Публика знает, что бомба взорвется в час дня, а в декорациях есть часы. Публика видит, что сейчас без четверти час. В этих условиях тот же безобидный разговор становится увлекательным, потому что публика участвует в происходящем. Зрители жаждут предупредить героев на экране: «Вы не должны говорить о таких пустяках. Под вами бомба, и она вот-вот взорвется!» В первом случае мы дали публике пятнадцать секунд удивления в момент взрыва. Во втором случае мы обеспечили им пятнадцать минут ожидания. Вывод таков: всегда, когда это возможно, общественность должна быть информирована. За исключением случаев, когда сюрпризом является твист, то есть когда неожиданная концовка сама по себе является изюминкой истории.
Также и читатели "Тайной истории" знают, что "бомба" в виде смерти Банни уже взорвалась, но понятия не имеют о причинах "взрыва". Именно это и заставляет их взяться за клубок нитей и начать его распутывать, чтобы разгадать тайну.
композиция и жанр
Донна Тартт умело вплетает элементы античной трагедии в современную университетскую историю, делая их основой сюжета и всей книги. Это невозможно не заметить, поскольку Тартт с особой нежностью и любовью интегрирует эти элементы в своё произведение, явно отдавая дань уважения своему преподавателю и годам, проведённым в Беннингтоне.
Можно сказать, что роман построен по канонам классической греческой трагедии. В прологе читатель узнаёт о смерти Банни, затем следует ряд эпизодов, в которых раскрываются события, приведшие к убийству, и наконец, эпилог, где описывается дальнейшая судьба героев. Кроме того, роман следует правилам трёх единств:
1. "Единство времени" — согласно правилам, действия пьесы не должны занимать больше 24 часов, но в романе основные события происходят в течение одного учебного года.
2. "Единство места" — действия пьесы не переносятся в пространстве. В "Тайной истории" всё происходит на территории колледжа Хэмпден и его окрестностях.
3. "Единство действия" — основной принцип, требующий наличия одного основного сюжета, все остальные второстепенные линии сведены к минимуму.
При этом "Тайная история" является ярким представителем литературного жанра, известного как campus novel или университетская проза. Жанр зародился в начале 1950-х годов и продолжает набирать популярность в последнее десятилетие. Чаще всего книги этого жанра носят комичный или сатирический характер. Выделяется также поджанр campus murder mystery, где герои расследуют убийство, произошедшее в университетских стенах или общежитии. Важно отметить, что "Тайную историю" можно назвать прародителем популярного феномена под названием dark academia. Произведения этого жанра сосредоточены на университетской жизни героев, которые сталкиваются с чем-то запретным или тёмным в стенах своего учебного заведения, будь то запретные знания или действия.
подробнее о сюжете
До этого момента я в основном рассказывала о контексте и вводных данных, касающихся "Тайной истории", но сейчас настало время погрузиться в сам сюжет.
Главный герой романа — Ричард Пэйпен, молодой человек из небольшого и неприметного городка Плано, чья жизнь, казалось бы, предопределена на существование в этой богом забытой дыре.
Ричард находится в сложных отношениях со своей семьей, особенно с отцом, который яростно противился идее, чтобы его сын сидел у него на шее до конца своих или его дней. Тем не менее, Ричард решается на рискованный шаг: вместо того чтобы изучать медицину, как того хотел его отец, он тайно переводится на факультет английской литературы. Этот выбор приносит ему некоторое облегчение, но проблемы не исчезают. Желая вырваться из удушающей обстановки своего предыдущего колледжа в Плано, Ричард решается поступить в Хэмпден, который кажется ему чем-то нереальным и сказочным, как замок на заставке Дисней, по сравнению с серостью его прошлой жизни.
В новом мире его внимание быстро привлекает группа студентов, изучающих древнегреческий язык под патронажем эксцентричного и загадочного преподавателя Джулиана Морроу. Эта группа сразу кажется Ричарду совершенно особенной, словно они существуют вне времени, как герои из древнего мифа или картины старого мастера. Постепенно Ричард начинает собирать воедино образы членов этой элитной группы: Генри — интеллектуала и лидера, близнецов Камиллы и Чарльза — загадочных и неразлучных, а также Фрэнсиса и Эдмунда по кличке Банни.
Ричард испытывает глубокое восхищение этой закрытой группой, которая окружена ореолом тайны и древности. Ему кажется, что он прикоснулся к чему-то возвышенному и античному, где не чувствуется ничего современного, лишь "дыхание давно ушедшего мира". Постепенно он становится частью этого мира, или, по крайней мере, ему так кажется.
Сюжет начинает закручиваться вокруг стремления Ричарда стать членом этой загадочной группы, и понемногу читатель вместе с ним погружается в мир, полный интриг, опасных игр и мрачных тайн.
особенности романа
Как я уже ранее упоминала, Донна без угрызений совести использует в своем произведении идеи и элементы греческой мифологии.
В основу книги ложится идея Аполлонического и Дионисийского начала, которую во многом развил и популяризировал Ницше в своей работе "Рождение трагедии из духа музыки".
Аполлон олицетворяет рациональность, разум и порядок в нашей жизни и мире. Он призывает к логике, порядку и благоразумию. Мир под покровительством Аполлона спокоен, четок и логичен. Жизнь в такой реальности течет по установленным правилам и порядкам. Таков мир Фив в "Вакханках" Еврипида — размеренный, тихий и предсказуемый. Подобная атмосфера царит и в Хэмпдене. Да, группа студентов под руководством Морроу выделяется на общем фоне, но даже они стараются следовать установленным для них правилам. Весь колледж живет спокойной и размеренной жизнью, где ничто не предвещает перемен или беды.
Но все меняется, когда в этот маленький мир вторгается Дионис — бог иррациональности и хаоса, воплощение страсти, эмоций и инстинктов. Подобно тому, как в "Вакханках" Дионис врывается в размеренное существование людей, разрушая его своим хаосом, неся за собой лишь смерть и утраты. Вдохновленные рассказами своего преподавателя о вакханалиях, варварстве, инстинктах и пугающей красоте, студенты решают отбросить оковы реальности, освободиться от своего эго и полностью отдаться инстинктам. Это решение приводит к разрушению привычного порядка в колледже и жизни этих молодых людей; теперь они пребывают в постоянном бреду, и чем больше поддаются своим инстинктам, тем глубже погружаются в хаос.
Эта деградация отражается не только в сюжете книги, но и в её структуре. Если в первой части мы ещё чувствуем некую слаженность и логичность в рассказе Ричарда и его действиях, то во второй части мы вместе с ним погружаемся в мир разврата и мрачных тайн, находясь в постоянном алкогольном и наркотическом бреду. В итоге, продолжая параллель с "Вакханками", главные герои романа утрачивают себя и любую надежду на спасение; все они сломлены и разрушены, за исключением их бога — Диониса.
И здесь мы переходим к еще одному важному элементу романа - Ричард выступает не только главным героем, но и рассказчиком. С первых же страниц он признаётся, что обладает даром лжи:
Если я что-то и умею, так это врать на ходу. Тут у меня своего рода талант.
Это заявление оказывается ключевым для понимания всего повествования. Ричард является ярким примером "ненадежного рассказчика", что значительно усложняет восприятие сюжета и мотивов героев. Все основные события книги подаются через его призму, а его восприятие формируется в значительной степени под влиянием тех, кем он восхищается — членов таинственного кружка, которым он отчаянно хочет принадлежать.
Проблема здесь в том, что Ричард до глубины души очарован каждым из этих героев. Его стремление стать частью их мира, быть таким же, как они — это сбывшаяся мечта для молодого человека из провинции. В своём повествовании Ричард не скрывает восхищения этими людьми, даже после того, как они совершают убийство. Он знает все их секреты, он понимает, какие тёмные стороны они скрывают, но остаётся преданным им, как верный пёс. И это ставит под сомнение достоверность многих действий и событий, которые он описывает.
Кроме того, у читателя нет уверенности (и не должно быть) в том, что Ричард не пытается по ходу повествования оправдать свои собственные поступки и смягчить свою вину. Весь роман можно рассматривать как его попытку объяснить, почему убийство Банни было "неизбежным" и "необходимым". Он всячески оправдывает компанию, утверждая, что у них не было другого выхода. Судя по комментариям в интернете и некоторым рецензиям, многие читатели поддались этому обаянию и сами начинают задаваться вопросом, заслуживал ли Банни своей смерти.
Ответ на этот вопрос очевиден: нет, не заслуживал. Если после прочтения книги вам кажется иначе, возможно, стоит пересмотреть свои взгляды на жизнь или обсудить их с кем-то. Если Ричард и добился своей цели в том, чтобы оправдать себя и своих друзей в глазах читателя, это, скорее, свидетельствует о его мастерстве манипулятора, чем о правоте его взглядов.
заключение
В заключение хотелось бы подвести общий итог и ещё раз подчеркнуть, что "Тайная история" Донны Тартт — это не просто увлекательный роман о жизни студентов. Это сложное, многослойное произведение, в котором античная трагедия, мифология и философия переплетаются, создавая уникальную атмосферу. Через призму ненадёжного рассказчика Тартт мастерски погружает нас в мир, где реальность и иллюзия сливаются, а границы между ними становятся едва различимыми. Ричард ведёт читателя по извилистым путям своей интерпретации событий, заставляя нас сомневаться в достоверности его слов и мотивов.
Я постаралась сохранить интригу и не раскрывать всех ключевых моментов сюжета, чтобы у вас была возможность самостоятельно погрузиться в этот мрачный и завораживающий мир. Этот роман заслуживает пристального внимания, и его сложные вопросы и многослойные символы могут стать поводом для дальнейших размышлений или даже отдельного эссе. Но одно можно сказать наверняка: "Тайная история" — это произведение, которое оставляет глубокий след и заставляет возвращаться к нему вновь, чтобы снова окунуться в мир интриг, тайн, опасных связей и запретных знаний.