Итак, давайте разберемся, как много вы видели психологических триллеров о человеке, перенесшем детскую травму? А триллеров о маньяках, перенесших детскую травму? А триллеров о писателях, ставших заложниками своих собственных творческих идей вследствие детской травмы? Думаю, немало. Лично я сбилась со счета. Но вот представьте, что вам предлагают, как минимум, посмеяться над привычными штампами, а, как максимум, посмотреть на них с новой стороны. Очевидно, что перед нами не триллер (об этом говорит уже мультяшная заставка в стиле старых хорроров), как очевидно и то, что перед нами не классическая комедия. Невероятный страх перед всем – это любопытная история одного безумия и/или победы над ним, завернутая в жесткий фантик британского сарказма и ненавязчивой сатиры, со стильным антуражем и хорошей актерской игрой. Тем, кто не знаком со спецификой юмора из Туманного Альбиона, я поясню словами одного известного человека: это когда суть шутки вы понимаете спустя много лет, но и тогда удовольствия от этого не получаете.
Эмоциональный и яркий Саймон Пегг в данной картине совсем не похож на карикатурно-серьезного копа их «Типа крутые легавые» или добродушного раздолбая из «Зомби по имени Шон». Нет, здесь мы наблюдаем тягостные несколько часов из жизни невротика-писателя, который на наших глазах погружается в бездну своих многочисленных фобий. В прошлом Джек (так зовут главного героя, и, да, он просто некий Джек без фамилии и опознавательных знаков) - автор неплохих детских книжек о приключениях ёжика Гарольда – по сути альтер эго своего создателя - но, как многие жертвы амбиций и комплексов, в какой-то момент своей застопорившейся карьеры решил, что пора написать серьезный роман. И не просто роман, а криминальную историю преступлений Викторианской эпохи. Неудивительно, что исследование этой темы отправило психически неустойчивого Джека в параноидальное путешествие по галерее собственных страхов.
Фильм можно условно разделить на три части. В первой зритель наблюдает, как Джек методично сходит с ума в собственной квартире наедине с призраками из своей головы, во второй – примерно тоже самое, но уже в прачечной и на глазах неслабо так напрягшихся людей. И в третьей, готовый уже к катарсису главный герой оказывается в ловушке уже не иррациональной, а вполне себе настоящей. Атмосфера в фильме вообще очень камерная, театральная, от чего появляется ощущение сдвинутого пространства, как тоннельное зрение во время панической атаки.
Первая часть может показаться затянутой, но она важна, так как очень хорошо показывает состояние невротика с прогрессирующей паранойей: действия и мысли Джека кажутся абсурдными и бессмысленными, но только лишь от того, что мы смотрим на них с точки зрения здорового рассудительного человека. Со временем к этому (как и к едкому юмору картины) привыкаешь, и вот тогда все встает на свои места.
Страхи главного героя (и тут название фильма является до смешного буквальным) касаются абсолютно всего: убийцы прошлого ухмыляются с пожелтевших газетных вырезок, шорохи, стуки, скрипы, голоса, видения, даже дети за дверью или полицейский - опасность скрывается везде, в ком угодно, и уж точно она скрывается за пределами дома. Безусловно, самое страшное место в уже порядком так разрушенной вселенной Джека – это, несомненно, прачечная самообслуживания. Его личный маленький ад, посещение которого по законам жанра ему не избежать.
Если в первой части протагонист максимально комичен, нелеп и над ним хочется смеяться, то во второй он начинает вызывать сочувствие. А его решимость взглянуть страхам в лицо – уважение и участие. Всему этому способствует и то, что мы постепенно узнаем историю этого обезличенного изначально героя – почему он так боится и ненавидит прачечные, почему самый простой поход постирать одежду превращается в битву с собой на выживание. Здесь Джек потерян и невероятно напуган, однако, изо всех сил старается делать вид, что нормален. Как часто в такой ситуации все выходит совсем наоборот? В комедии абсурда имени себя Джек, безусловно, обречен.
Как закончить комедию положений? Безумные выходки в невероятных обстоятельствах достигают кульминации, а потом приезжает полиция. Конечно же, бесполезная и карикатурная. Ведь какой ей еще быть в мире того, кто одержим своими страхами.
Но вот, вроде бы этот странный сон закончился, а Джек справился, однако, сюжетный твист начинает новый виток калейдоскопа сатиры на штампы. И камера разворачивается, а повествование начинается с нового ракурса – ракурса второстепенного персонажа, а ведь до этого все события мы смотрели с позиции Джека. Этот момент получился у режиссеров неплохо, потому как возникло ощущение нелепого кошмара, когда материализуется именно то, чего ты боишься в данный момент, или то, о чем секунду назад думал: «вот только не произошло бы вот это».
Теперь в замкнутом пространстве (камерность никуда не девается!) трое: самый здравомыслящий персонаж – случайная посетительница прачечной, безумец-инфантил и писатель на грани. Что спасет в момент отчаянья в таком случае? Конечно, хорошая притча! Так, стоп. Мы же помним: «Невероятный страх перед всем» – это не триллер. Да, у нас имеется маньяк, но на него разве взглянешь без слез? А еще есть детский писатель, за последние сутки начинающий понимать, что такое есть его страхи и кто есть он сам. Значит притча не годится. Подойдет сказка. Светлая милая сказка о маленьком ёжике, который понял, что ничего в мире бояться не стоит. К сожалению, страх превращает нас самих в монстров, но добро и любовь могут его победить. А жизнь, на самом деле, чудесное место, если ты сам позволяешь ей такой быть.
Честно признаюсь, вставка с кукольным мультиком о ёжиках-братьях – самая замечательная часть фильма. Такой катарсис я бы многим картинам пожелала. Джеку повезло, он нашел путь из темного леса своего затуманенного страхами разума. И сказка обрела жизнь.
Личность автора книги «Паранойя в прачечной самообслуживания», по которой был снят «Невероятный страх перед всем», - Брюса Робинсона - сама по себе любопытна: актер, режиссер, сценарист и писатель, переживший не самое легкое детство и, как следствие, долгое время боровшийся с алкоголизмом, невероятно талантливый человек, умеющий и не боящийся анализировать свою жизнь и создавать искусство из своей отчаянной рефлексии. Во многом поэтому «Паранойя в прачечной» была отличной базой для постмодернистского прочтения поучительной истории о маленьком ёжике в огромном страшном лесу.
Да, экранизация получилась откровенно странной. Помню, когда посмотрела её впервые, она оставила неоднозначное впечатление, но повторный просмотр открыл незамеченные ранее вкусности: хороший визуал, постоянные отсылки к Хичкоку, обыгрывание психологических состояний, баланс драмы и юмора, усмешка в адрес детективного жанра, очарование второстепенных персонажей, трогательная история главного героя и, конечно, метафора на темный лес, в котором каждый из нас словно заблудившийся беззащитный ёжик. Можно считать «Невероятный страх перед всем» занудной и неудавшейся попыткой заманить зрителя посмеяться над своими страхами, а можно просто поддаться его очарованию, и вот тогда он наградит в ответ хорошим послевкусием. Мне с этим повезло, чего и вам желаю.