Изучение информатики — билет в будущее, защита от киберугроз и доступ к базовой инфраструктуре современного мира. Академический директор образовательной платформы «Яндекс Учебник» Роман Левин оценил IT-потенциал татарстанских школьников.
Шум вокруг: нейросети и цифровизация
Кажется, что новые технологии уже везде. После бума нейросетей в 2023 году основатель Microsoft Билл Гейтс предсказал, что в ближайшие пять лет ИИ будет общаться с пользователями через смартфон, станет персональным репетитором, помощником и советником по здоровью. Некоторые аналитики ожидают внедрение ИИ во все сферы жизни человека и считают, что работа с нейросетями станет базовым навыком при устройстве на работу.
Есть и другие примеры влияния технологий на рынок труда. 98% руководителей высшего звена, опрошенных OnePoll, сошлись во мнении, что технические навыки будут необходимы во всех сферах деятельности в ближайшие 10 лет. В приоритете знания в области IT, искусственного интеллекта и кибербезопасности, владение базовыми офисными программами.
Тренд на IT касается всех. Исследование Яндекса и Европейского университета в Санкт-Петербурге показало, что гуманитарные специалисты с IT-знаниями могут претендовать на более высокие зарплаты. Социологи, экономисты, маркетологи, специалисты по рекламе, менеджеры и журналисты, которые разбираются в технологиях, зарабатывают в среднем на 10–50% больше, а в некоторых случаях — в 2 раза больше коллег.
Потенциал татарстанских школьников
IT-знания дают доступ к базовым настройкам мира, где всё цифровизируется и становится доступным онлайн. Диагностика «Яндекс Учебника» показала, что у татарстанских школьников 5–11-х классов неплохой потенциал в области технологий. С заданиями по цифровой грамотности справились 77,5% местных учеников. Они хорошо понимают, как устроен интернет и компьютер, умеют пользоваться веб-сервисами и программами, распознают небезопасные действия в сети.
Хуже дела обстоят с фишингом — фейковыми сайтами известных компаний. Злоумышленники используют их, чтобы получить доступ к личным данным пользователей, банковским картам, логинам и паролям. Фишинг распознали 55% учеников 7–9-х классов и 63% старшеклассников. Зато школьники республики адекватно реагируют на кибербуллинг — агрессивное и нежелательное общение в сети. Противостоять ему умеют 96% учеников.
Всего диагностику прошли 228 тысяч учащихся по всей России, 3000 из них — из Татарстана.
Что делать родителям и учителям
Грамотное и безопасное использование технологий может стать трамплином для получения IT-навыков, в будущем это откроет детям новые перспективы. Бороться с гаджетами и веб-серфингом бесполезно. По данным Росстата и НИУ ВШЭ, 82% детей до 14 лет ежедневно пользуются интернетом. Вместо запретов лучше помогать детям осваивать цифровые навыки. Вот несколько советов учителям и родителям:
Используйте цифровые инструменты в обучении. Так вы сделаете занятия более интересными и поможете усилить IT-компетенции. Например, в «Яндекс Учебнике» есть курсы по информатике, которые можно проходить в классе или дома.
Осваивайте технологии вместе. Познакомьтесь с популярными социальными сетями, мессенджерами и играми. Попробуйте научиться пользоваться ими вместе — так вы сблизитесь с детьми и будете в курсе возможных опасностей.
Обсуждайте цифровую безопасность. Открыто говорите о кибербуллинге и мошенничестве в интернете, чтобы дети понимали все риски и умели себя защитить.
Поощряйте использование AI для творчества. Нейросети открывают перед детьми новые возможности. Вместо того, чтобы потреблять контент, школьники могут придумывать и реализовывать собственные идеи — создавать персонажей, тексты и музыку, рисовать, экспериментировать и узнавать новое.