Это только в кино грабители банков легко закидывают блестящие слитки золота в сумку, а потом также легко несут добычу в машину. На то он и киношный подход, чтобы картинка эффектная была. В жизни всё по-другому. От стола с трудом-то отрываешь один слиток драгоценного металла. Вес одного слитка колеблется в районе 12 килограмм. С таким грузом не набегаешься, тем более от полицейских...
Подержать в руках настоящий слиток золота - интересный опыт. Когда еще у тебя в руках окажется один миллион долларов? Красцветмет делает слитки самых разных размеров. От однограммовых до 12-тикилограммовых. Маленькие слитки тут штампуют на специальном оборудовании, большие - льют. Производство первых автоматизировано, изготовление вторых - преимущественно ручная работа.
Сначала металл плавят в печи. Температуры в них разгоняют до 1100 градусов, при этом золото и серебро плавятся уже при 900 градусах. Запас в 200 градусов делают специально. Когда начинается литье, металл моментально, ещё в полёте, начинает кристаллизоваться.
Жидкий металл - зрелище эффектное. Правда, в этом состоянии золото на вид ничем не отличается от того же алюминия, что производят на КрАЗе. Визуально оба металла со стороны напоминают просто жидкую красную субстанцию. Характерный фирменный оттенок золото обретает позже. Но обо всем поподробнее.
Когда золото доходит до нужного состояния, расплавленный металл сначала сливают в огнеупорный красный от температуры тигель, а потом рабочие разливают жидкое золото в специальные ванночки, которые называют изложницами. Далее слитки остужают и выкладывают на мягкие махровые полотенца.
Чтобы подготовить слиток к продаже, остается последний штрих. Специальная машина набивает на нем индивидуальный номер, по которому можно проверить подлинность золота, информацию о годе и месте изготовления. И, конечно же, пробу - четыре девятки.
Со слитками рабочие обращаются максимально бережно, любая царапина или отпечаток пальца и слиток забраковывают, после чего отправляют на переплавку. Те золотые слитки, что удалось потрогать мне - это так называемые выставочные образцы. В подземном помещении, куда закрыт доступ посторонним, да и не каждый сотрудник Красцветмета сможет зайти внутрь, хранятся все образцы изготавливаемых слитков. Тут и миниатюрные граммовые слитки стоимостью 9 тысяч рублей, и слитки 5, 10, 50, 100, 1000 граммов. Ну и, конечно, уже упомянутые 12-тикилограммовые. Также на выставочном столе есть золото, серебро, палладий и платина не только в слитках, но и в гранулах.
Красцветмет на рынок дает не только драгоценные металлы, но и изделия из них. Еще в 90-е закупили 100 итальянских станков, которые вяжут цепи. Сегодня Красноярск - лидер по производству цепей в России, по данным 2022 года каждая третья цепь в России сделана здесь. "Также мы создаем ювелирные полуфабрикаты, из которых другие компании могут делать ювелирные изделия и по праву выпускать их как свой продукт", - признаются на Красцветмете.
Чтобы цепь приобрела товарный вид, она проходит около 30 операций. Сначала машины вяжут проволоку в длинную цепь. Каждая машина запрограммирована на свой вид плетения. Сразу несколько станков плетут гарибальди - это самое популярное у покупателей плетение. В конце - рабочие вручную припаивают застежки.
Сейчас красноярцы задумались над тем, как сделать производство ювелирки более эффективным. Тестируют 3D-принтеры, которые позволят в будущем делать сетчатые и пустотелые изделия. Традиционным литьем такую структуру не получить. Но рынок диктует свои правила: изделия должны быть легче и дешевле. На Красцветмете, как бы сказали в одном известном советском фильме, сейчас тренируются на мышах. Рабочие используют пластиковые и бронзовые порошки, чтобы отточить технологию. В перспективе - переход на порошки из драгоценных металлов.
"3D-принтеры позволят отказаться от ручного труда при сварке, - говорят на предприятии. - Из технологического процесса будут исключены штамповка, обрезка, фрезеровка. Это позволит свести к минимуму потери как возобновляемые, так и невозобновляемые. Ни одна золотая или серебряная пылинка не должна прошмыгнуть мимо нас".
Кстати, про "ни одна пылинка" - это не для красоты словца сказано. Каждый сотрудник, да и гость предприятия, прежде чем покинуть производство проходит через специальный сканер. А то мало ли, пока человек был на производстве, к одежде или подошве ботинка прилипла драгоценная стружка. Сканер не позволит даже такому микроскопическому объему драгоценного сырья потеряться. Всё найдут и всё отправят в переплавку.
Ювелирку красноярцы делают только последние 30 лет. Начинался Красцветмет с... нет не с производства золота. В 1943 году на берегах Енисея произвели первые 1 кг платины и 3 кг палладия. Назначение продукции тогда было сугубо военным. Только десять лет спустя: в 1953 году тут приступили к выпуску технического серебра, и еще через 10 лет - в 60-х начали производить золото. Интересно, что все 70 с лишним лет своего существования Красцветмет работает исключительно на закупаемом сырье.
Сегодня Красцветмет - крупнейший производитель драгметаллов в России (более 500 тонн в год, 87% российских металлов платиновой группы, 60% золота и 42% серебра по данным за 2022 год), входит в топ-10 подобных компаний мира, а самое главное - тут делают все 8 существующих драгоценных металлов. Друзья, сможете их перечислить? Ок, помогу: золото, серебро, платина, палладий, осмий, иридий, рутений и родий.
И, да, на все 100 процентов это драгоценное производство принадлежит Красноярскому краю. Вот, наверное, владельцы Норникеля кусают сейчас локти и корят себя в беспечности. До 1997 году Красцветмет принадлежал никелевому гиганту, но, чтобы погасить долги по налогам в краевой бюджет, Норникель передал производство золото в краевую собственность.
Край же только выиграл от такого приобретения. Немного цифр. В 2023 году выручка Красцветмета приблизилась к 130,2 млрд рублей, чистая прибыль превысила 1,1 млрд руб, уплачено налогов в бюджет почти 3,5 млрд руб. Но не это главное. Для краевой администрации такой актив - своеобразный запасной кошелек на все случаи жизни.
За примерами далеко ходить не надо. Вот стал в 2014 году Виктор Толоконский губернатором Красноярского края. Не захотел заезжий новосибирец сидеть в кабинете предыдущих руководителей региона: Зубова, Лебедя, Хлопонина, Кузнецова. Затеял переезд. Не комильфо было тратить бюджетные средства на причуды главы края, выручил как раз-таки Красцветмет. За его счет новый кабинет губернатора и обустроили. А сколько раз золотой завод выручал край в решении всяких разных небольших задач: спонсорство в проведении мероприятий, покупка призов и подарков для победителей различных смотров и конкурсов.
Текст и фото Андрей Мужщинский