Когда я училась в начальных классах, у меня была первая учительница Александра Николаевна. Ростом невысокая, худенькая, с косящими глазами и всегда ходила в одинаковых нарядах - темное платье с рукавом три четверти и светлый воротничок. Когда светлого воротничка не было, то на воротник платья она прикалывала скромненькую брошь. Женщина нервная, истеричная, и нам в то время она казалось злой и старой. Это сейчас женщине 40 лет, и она почти девушка. А тогда это уже была женщина, умудрённая опытом. Для нас, первоклашек, она вообще бабушкой казалась.
Мы тогда вообще не знали, был ли у неё когда-то муж, который ушёл от неё, или его вообще никогда не было. Я и до сих пор этого не знаю. Жила она без мужа, но дочь у неё была, почти наша ровесница, на годик-другой постарше.
По поводу скверного характера больничный не дают, чтобы немножко успокоиться, поэтому она постоянно была с нами - злая, психованная, вечно всем недовольная. Я вообще не помню, чтоб она когда-то болела. А еще не помню улыбки на её лице.
Кричала она всегда, по именам детей никогда не называла и наказывала за поведение физически ощутимо - брала за шкирку и тащила в угол. Доставалось в основном мальчишкам. А вот за «бестолковость» и за «тупость» попадало всем подряд линейкой - кому-то по затылку, кому-то по рукам. И мы все старались хорошо учиться, всегда выполнять домашние задания, потому что не так больно было получить линейкой, как было перед всеми стыдно. Конечно, сейчас такие меры воспитания в школе недопустимы, ну так нет и сравнения в уровне знаний, которые давали детям в советской системе образования. Было как в мультике "Крылья, ноги и хвосты", откуда пришла крылатая фраза «Не умел! Не умел - научим, не хочешь - заставим. Взлетай!».
Однажды учительница наорала на тихонькую спокойную девочку. За тупость. Девочка училась неплохо, до выпускного класса была хорошисткой. Но в тот день не могла решить очень простой пример для первоклашки. Нас учили считать сначала на счётных палочках, а потом, когда палочки убрали, нужно было считать в уме. Но очень сложно было сразу перейти на решение примеров в уме, и Александра Николаевна нам позволяла помогать себе пальцами. И вот девочка никак без счётных палочек не могла понять простейший пример и не могла сложить 3+2. А может и от страха тупила. Помогая себе пальцами, она не учитывала большой палец и загибала три пальца на одной руке плюс один палец на этой же руке и еще один на другой руке. И у неё неизменно получался ответ - шесть. Уж она пальцы загибала и слева направо, и справа налево - всё равно был шестой палец. Учительница подошла к ней и постучав ей пальцем по лбу, приговаривала «Турка, турка, турка бестолковая. Считай еще раз». Девочка посчитала и сквозь слёзы сказала «Шеееесть». Всё… Досталось каждому…
Девочка эта жила с мамой и очень престарелой бабушкой. Пришла домой из школы и только плакала, отказываясь ходить в школу. Это её мама рассказывала моей маме, они вместе работали. А учительница переживала дома, и, наверное, тоже плакала от тоски, от стыда, от нервов…
На другой день она вызвала девочку к доске и спокойным голосом стала объяснять, почему должно быть загнуто пять пальцев на одной руке, а не шесть на двух. Девочка всё быстро поняла при спокойном обьяснении. Извиняться учительница не умела. Поэтому она приобняла девочку, сказала «Молодец» и довела её до места за школьной партой.
А потом, когда мы немножко подросли и уже учились в третьем и четвёртом классе, то вместе с учительницей совершали походы в поле, в лес, а после четвёртого класса даже ходили в поход с ночёвкой на два дня на берег водохранилища. И в гостях у учительницы были, она нас чаем поила с печеньем «привет» и вареньем каким-то угощала. А стол был накрыт белоснежной накрахмаленной скатертью, вывязанной крючком.
А девочка эта потом была у учительницы на особом счету, видимо, не могла себе Александра Николаевна простить тот срыв, который допустила по отношению в ней.
Не надо срывать зло на беззащитных, даже если очень тяжело на душе и нет покоя в жизни. От таких срывов только самому больнее становится. Чтобы облегчить свои страдания, надо обязательно кому-то сделать добро, кому-то помочь, а о ком-то позаботиться. Утоли печали в радости… Только так…
PS: Александра Николаевна была очень хорошим учителем. Она дала нам столько знаний, раскрыла такие секреты и вселила большую тягу к знаниям, которой я пользуюсь и сейчас. О других одноклассниках сказать не могу - не знаю. Но очень многие получили высшее образование, работали на хороших должностях и некоторые стали учителями.
Благодарю всех за прочтение и интерес к моим статьям