Был в Севкабеле на выставке, посвящённой пятидесятилетию великого русского поэта, моего земляка Бориса Рыжего. Смотрел на суровые фото Вторчермета, деталей лома цветных металлов, что представлены, как ископаемые артефакты прошлой эпохи.
Смотрел на инсталляцию промзоны с валяющимися в песке ножами, бутылками, шприцами, бюстом Ленина, ржавым серпом отдельно от молота - жизненно. Ощущение, как будто мне снова семь лет, мы с пацанами играем на заброшке, и у нас под ногами на каждом углу такая инсталляция. Без Ильича, конечно.
Смотрел на комнату из детства поэта. Игрушки, мебель, паркет - всё поросло быльём. Тот случай, когда хочется обратно, ты приходишь и застаёшь местоположение, но не находишь времени, в которое стремился. Так рождается ностальгия.
Смотрел на книжный шкаф с творческим беспорядком, бутылкой водки, портретом Маяковского и почему-то ассоциировал данный экспонат с головой поэта, в которой ровно та же домашняя, немного захламлённая атмосфера. Да, в мозгах у сочинителя должно быть иногда неуютно, потому что в безконфликтном состоянии он ничего нового не родит. И если нет противоречий с внешним миром, то он их ищет, а иногда и создаёт внутри.
Смотрел на антураж вагона поезда, где вместо сидений стоят чемоданы, а за окном облака и внезапно крыло самолёта. Такое сочетание, такое единение пути, такое общее чувство дороги.
Смотрел на гигантские кубики "Лего", сделанные из бетона с торчащими из них металлическими ушами, за которые можно застрополить карабин на конце строительного троса и поднять краном. Меня, как екатеринбуржца, такая метафора по-доброму развеселила. Суровые игрушки родного Урала!
Смотрел на телефонную будку с портретом памятника на могиле поэта. На двери была надпись "закрывайте двери, дует!" Как холодно и одиноко без поэта на нашей планете.
А ещё я смотрел в телевизор, старый, импортный из девяностых, что стоит на тумбочке с видео-кассетами. На экране были фото Бориса Рыжего, а также интервью с его современниками. Этот фильм был снят создателями на родине Бориса, в Екатеринбурге, который сторожилы до сих пор по привычке называют Свердловском.
Я ходил по выставке одного из своих любимых поэтов, и вот что почувствовал, а потом сформулировал: человек и язык, на котором он думает - это не только символы, но и непрерывные исторические процессы. Борис Рыжий это пронёс сквозь сотни своих стихотворений атмосферой единения эпох: тут и блатные аккорды девяностых, и гусарская лихость Золотого века русской поэзии, и суровое горное дело, и адреналин боксёрского ринга, и дискотека, как повод для драки, и посвящения друзьям-поэтам, и глаза наблюдающих за людьми трамваев, и пьяный сон на лавочке, и родная неспокойная промзона, и другие малоизвестные, но теперь воспетые поэтом населённые пункты Урала.
И всё это с большой любовью. Потому что родина, ставшая когда-то Советской, не перестаёт быть царской. И родина, ставшая современной Россией, не перестаёт быть Советской, как бы многим это не резало глаз, и как бы неистовые фантазёры не сталкивали нашу страну саму с собою лбами её разных эпох.
Борис Рыжий не был просто певцом девяностых, как тут многие пытаются его представить. Процитировав пару строк про "бандитов и поэтов", такие люди палятся тем, что прочитали у Рыжего полтора стихотворения. Он был значительно больше и понимал всю ценность произошедшего с нашей страной задолго до девяностых. Да, он дружил с бандитами, знал их мир, но поэт понимал, что неспокойной эпохой бандитов всё не закончится, и каждый отрезок непростого времени - очередной вклад в безразмерную картотеку истории, начала которой не разглядеть с первого взгляда, но сделать это надо.
Борис Рыжий с каждым годом становится всё более популярным. Модным, если можно так выразиться. Он делает привлекательным для туристов Екатеринбург. Он для многих молодых становится хорошим стартом для формирования привычки читать, тем более читать поэзию, разбираться в ней и отличать хорошую от всей остальной. Секрет поэта в его безграничном сопереживании по отношению к людям и стране, в которой им посчастливилось жить в самые разные времена. Он всех любил. "Без дураков".
P.S. А после выставки я решил прогуляться по Васильевскому острову и не смог не запечатлеть пару суровых построек, что роднит все без исключения промзоны моей страны. Родина.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
#россия #поэзия #борисрыжий #урал #екатерибург #спб #севкабель