Найти тему
Силумин

Окрошка Авангарда в ГЭС-2

Москва-река, Болотная набережная. Фото автора.
Москва-река, Болотная набережная. Фото автора.

Привет, друзья! Нужно проветрить голову, отвлечься... В этом мне вчера помогло пространство ГЭС-2 и набережная реки (которая к моему удивлению активно цвела). Наполненный воздухом внутренний объем дома культуры, помогает переключиться и на время представить, что мы не в Москве.

ГЭС-2. Фото автора.
ГЭС-2. Фото автора.

Не буду пускаться в искусствоведческий анализ, тем более, что выставка в подвале ГЭС-2 раскручена очень хорошо на всевозможных информационных платформах. Остановлюсь на тех объектах, которые зацепили меня.

"Северное море", Тьерри де Кордье, 2013г.(дерево, масло). Фото автора.
"Северное море", Тьерри де Кордье, 2013г.(дерево, масло). Фото автора.

Работа бельгийского художника Тьерри де Кордье, выполненная на деревянном щите, цепляет. Стоишь и понимаешь мощь ледяных северных вод. Как по мне, картине нужно больше места, висит она не в самом очевидном месте. Камера телефона не в состоянии передать энергетику полотна. Нужно стоять перед ним и впитывать, благо времени для знакомства с работами современных авангардистов и мастеров, их вдохновивших, у нас с вами более чем достаточно — до 27 октября.

Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Фото автора.
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Фото автора.

Что за выставка? Стоит ли идти? Да, определенно стоит посетить и я бы советовал побывать здесь несколько раз, тем более, что посещение бесплатное (по предварительной регистрации на сайте), так вы сможете лучше осмыслить работы. Честно, я небольшой ценитель авангарда. Работы Розановой или Баскии не откликаются во мне, но выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» - это отличная возможность в оном месте познакомиться с работами актуальных европейских и российских художников-авангардистов, классиков XXI века. Посмотреть есть на что. Выставка состоит из 12 разделов, в них представлено более ста работ авангардистов XX века и современных художников из России, Европы и США — от Казимира Малевича до Ансельма Кифера.

Ансельм Кифер, Морские сражения происходят каждые 317 лет (2016г.). Фото автора.
Ансельм Кифер, Морские сражения происходят каждые 317 лет (2016г.). Фото автора.

По замыслу кураторов, выставка дает посетителям возможность проследить за развитием идей авангарда от их зарождения до наших дней. Поэтому при входе на выставку нас встречает «Черное море» Ивана Айвазовского — одно из самых ранних полотен в выборке. Оно доказывает, что революция в искусстве рубежа XIX и XX столетий не случилась одномоментно и что ее истоки можно увидеть еще в искусстве художников-реалистов.

Александр Хлебников, реклама духов (1931г.). Фото автора.
Александр Хлебников, реклама духов (1931г.). Фото автора.

В XX столетии ярко развивалось беспредметное и абстрактное искусство, из которого, на первый взгляд, человек исчез. Однако выставка «Квадрат и пространство» показывает, что в новом искусстве изменился взгляд авторов на человека. Соответствующий раздел раскрывает, как авангардисты трактовали этот образ. Например, на снимке Александра Хлебникова «Реклама духов» крупный план лица безымянной модели стал фоном для косметического флакона, а ее глаза превратились в узор на стекле.

Ральф Гоингз, «Закусочная в Унадилле», 1977г. Фото автора.
Ральф Гоингз, «Закусочная в Унадилле», 1977г. Фото автора.

Кроме «Серверного моря», завис я напротив «Закусочной в Унадилле» Ральфа Гоигза. Фотореалистические работы Гоингза представляют сцены повседневной городской жизни. В 1972 г. художник начинает серию произведений, изображающих закусочные изнутри или снаружи, используя для своих работ снятые им самим фотографии. Избегая субъективности, он стремится к максимальному техническому совершенству, которое сделало бы аутентичной иллюзию комплексной действительности и одновременно стимулировало бы зрителя к осмыслению механизмов собственного восприятия.

Ральф Гоингз. Фрагмент картины «Закусочная в Унадилле», 1977г. Фото автора.
Ральф Гоингз. Фрагмент картины «Закусочная в Унадилле», 1977г. Фото автора.

Фотореалисты, как и поп-артисты, отвечают на абстрактные тенденции 50-х и 60-х гг. обращением к предметной живописи и использованием для своих картин готовых оригиналов. При этом большую роль играет возвращение профессионального мастерства и иллюзионистской техники обманок. Многие художники, в том числе и Гоингз, чрезмерно акцентируя детали, еще более усиливают впечатление реальности изображения, производимое фотографией.

Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Фото автора.
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Фото автора.

Приходите в ГЭС-2, каждый найдет для себя что-то своё, то, что откликается.

«Без названия» Жан Мишель Баския и Энди Уорхол. Фото автора.
«Без названия» Жан Мишель Баския и Энди Уорхол. Фото автора.

Вот как о подготовке к выставке говорит Дмитрий Белкин, ассистент кураторов, младший куратор выставочных проектов ГЭС-2:

Выставка создана при сотрудничестве с большим количеством государственных и частных собраний. Помимо таких крупных музеев, как Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, в выставке задействовано множество региональных музеев: Саратовский музей им. А.Н. Радищева, в котором хранится одна из важнейших работ Малевича — картина «Четыре квадрата» (показанная Малевичем вместе с «Черным квадратом» на Последней футуристической выставке «0,10» в 1915 году), а также представленное на выставке полотно передвижника Иллариона Прянишникова.
Уже вторую выставку подряд мы сотрудничаем с Самарским областным художественным музеем и Нижегородским художественным музеем. Из Нижнего Новгорода к нам прибыла картина «Супрематизм» Ольги Розановой, которой не было на проекте «Кубок созвучий».
Из Казани, из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, к нам приехала одна из жемчужин их коллекции — «Импровизация» Василия Кандинского. Светомузыкальная установка «Ялкын» конструкторского бюро «Прометей», пионеров советского кинетического искусства, оп-арта и видео-арта 1960-х, приехала на одной машине вместе с Кандинским тоже из Казани, из фонда «Прометей» имени Булата Галеева.
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Фото автора.
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Фото автора.