Найти в Дзене
Всё о музыке

Народная музыка. Какие жанры бывают? Расскажу...

Жанры народной музыки - календарные праздники, бытовая песня, колыбельные, песни на свадьбу, похоронные плачи-причитания, трудовые. обрядовые. плясовые, эпические. Позднее наибольшее развитие в фольклоре всех народов получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен приходят развернутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации -вокальные (например, русская протяжная песня, румынская и молдавская дойна) и инструментальные (например, программные пьесы закарпатских скрипачей, болгарских кавалистов, казахских домбристов, киргизских комузистов и других инструментальных ансамблей и оркестров) . В различных жанрах народной музыки сложились разнообразные типы мелоса - от речитативного (карельские руны, русские былины, южнославянский эпос) до богато орнаментального (лирические песни ближне - и средне - восточных музыкальных культур) , многоголосия (полиритмические сочетания попевок в ансамблях африканских народов, немец

Жанры народной музыки - календарные праздники, бытовая песня, колыбельные, песни на свадьбу, похоронные плачи-причитания, трудовые. обрядовые. плясовые, эпические.

Позднее наибольшее развитие в фольклоре всех народов получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен приходят развернутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации -вокальные (например, русская протяжная песня, румынская и молдавская дойна) и инструментальные (например, программные пьесы закарпатских скрипачей, болгарских кавалистов, казахских домбристов, киргизских комузистов и других инструментальных ансамблей и оркестров) .

В различных жанрах народной музыки сложились разнообразные типы мелоса - от речитативного (карельские руны, русские былины, южнославянский эпос) до богато орнаментального (лирические песни ближне - и средне - восточных музыкальных культур) , многоголосия (полиритмические сочетания попевок в ансамблях африканских народов, немецкая хоровая аккордика, средне-русская подголосочная полифония) , ритмики (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений) , ладозвукорядных систем (от примитивных узко объемных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя») . Разнообразны также формы строф, куплета (парные, симметричные, асимметричные) , произведения в целом.

Ценность детского музыкального фольклора в том, что он доступен всем ребятам, даже с плохим мелодическим слухом.

Интонирование же детских песенок, попевок, развивает голос, память, творческое мышление.

Помимо этого, дети учатся вслушиваться в пение друг друга. Для детей младшего школьного возраста это особенно сложно.

А ведь умение слушать себя и других - основной принцип русской песенной традиции.

Очень важно сохранить именно хоровое пение. «Хором петь безопаснее» , - говорили в старину, что свидетельствует о древнейшей мировоззренческой праоснове: одинокий человек слаб и беззащитен перед природой и судьбой.