Отохико Кага «Приговор»
Такэо Кусумото приговорён к смертной казни и ожидает исполнения приговора в одиночной камере.
Нет, он не жертва случайной несправедливости, наговора или чьих-то козней. Он совершил преднамеренное убийство вместе с сообщником. И именно Такэо был зачинщиком. Мотив – ограбление. Но это то, что на поверхности. На самом деле Такэо убил человека по двум причинам: во-первых, потому что смог, а во-вторых, потому что ему нравится убивать. Это была первая и последняя человеческая жертва. Но уже с детства Кусумото с любопытством мог варить в кипятке лягушек, наблюдая, которая из них умрёт быстрее.
На протяжении всей книги читатель вместе с главным героем ожидает того момента, когда за ним придут. А длится это ни много ни мало уже 16 лет.
Автор много размышляет об отсутствии гуманности по отношению к заключённым, которая заключается в первую очередь в нечётко обозначенном сроке казни.
Наряду с заключёнными, действующими лицами романа являются тюремные врачи, а потому ведутся разговоры и на медицинскую тему. В частности анализируется психическое состояние в условиях тюрьмы. И состояние не только осуждённых, но и надзирателей, и медиков, которые тоже в этих стенах, пусть и по-другому.
Размышления и разговоры составляют основу книги. Нет в ней ни стремительного действия, ни особой интриги. Композиционно это соединение повествования от авторского лица с дневниковыми заметками, письмами Такэо и его статьями для журнала.
В главах, где слово даётся Кусумуто, появляется возможность следить за развитием событий: это жизнеописание, охватывающее период с детства до настоящего момента. Благодаря этим страницам, главный герой обретает живые черты.
Помимо центрального персонажа, читатель знакомится и с другими заключёнными. Автор привлекает внимание к их ощущениям, страхам, боли, показывает их как обычных людей, пытаясь продемонстрировать, что они заслуживают тех же прав, что и остальные.
Иногда писателю удаётся донести до читательского сознания абсурдность некоторых вещей. Например, то, что казнь должна состояться только тогда, когда приговорённый здоров и его сознание не замутнено. Самоубийство – ни в коем случае недопустимо. То есть после вынесения приговора только государство в лице тюремщиков может распоряжаться жизнью того, кого должны казнить.
Как бы там ни было, нигде на протяжении всего довольно объёмного романа ни один из заключённых ни разу не выразил сожаления о содеянном. Да, какие-то вещи подвергаются переоценке и переосмыслению, но никогда это не является раскаянием, даже перед лицом смерти.
Книга вызвала странное чувство, на чтение было потрачено очень много дней. Ещё раз убедилась, что с лауреатами разных премий у меня не складывается (роман «Приговор» вышел в свет в 1979 году и был удостоен Большой Литературной премии Японии).
Оценка 3/5