Найти в Дзене
Гид по Риму Светлана Синица

Живая грелка для старика

Оглавление

Давид и Ависага: История царя и юной девы

Библейская история

В анналах библейской истории есть множество захватывающих сюжетов, которые продолжают волновать умы верующих и исследователей на протяжении тысячелетий. Одна из таких историй – повествование о царе Давиде и юной деве Ависаге.

Действие разворачивается примерно в X веке до нашей эры, в период расцвета Израильского царства. Давид, легендарный царь, объединивший израильские племена и создавший мощное государство, находится на закате своей жизни. Ему около 70 лет, и его некогда могучее тело ослабело от старости и трудов праведных.

В Первой книге Царств (глава 1, стихи 1-4) мы читаем: "Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, - и будет тепло господину нашему, царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее."

Этот отрывок вызывает множество вопросов и интерпретаций. Почему для согревания царя была выбрана именно эта форма?

В древнем Израиле, как и во многих других культурах того времени, было распространено убеждение, что молодость может передавать жизненную энергию. Практика использования молодых людей для "согревания" пожилых была известна и в других древних обществах.

Бкрнардо Строцци, Вирсавия перед Давидом (в центре, вероятно, юная Ависага)
Бкрнардо Строцци, Вирсавия перед Давидом (в центре, вероятно, юная Ависага)

Согласно библейскому тексту, отношения между Давидом и Ависагой оставались целомудренными. Это подчеркивает, что цель ее присутствия была сугубо терапевтической, а не сексуальной.

История Ависаги не заканчивается со смертью Давида. В последующих главах Первой книги Царств мы узнаем, что Адония, один из сыновей Давида, просит руки Ависаги у нового царя Соломона. Это требование воспринимается как попытка захвата власти и приводит к казни Адонии.

Чаще всего Ависагу художники изображают в момент, когда жена Давида, Вирсавия, просит передать власть своему сыну, Соломону.

Этот эпизод показывает, насколько значимой фигурой стала Ависага при дворе. Ее близость к покойному царю сделала ее символом власти, а возможный брак с ней мог восприниматься как претензия на трон.

История Давида и Ависаги, несмотря на свою краткость, представляет собой богатый материал для изучения древнеизраильского общества, демонстрирует сложность человеческих отношений, вечные темы старения, власти и преемственности.

Давид и Ависага в живописи: От Средневековья до Нового времени

Библейская история царя Давида и юной Ависаги не оставила равнодушными художников разных эпох. Этот сюжет привлекал мастеров кисти своей многогранностью: здесь и тема старости, и молодость, и власть, и намек на чувственность. Давайте посмотрим, как разные художники интерпретировали эту историю.

Ависага, Вирсавия, Соломон и Натан у постели умирающего Давида,
Ависага, Вирсавия, Соломон и Натан у постели умирающего Давида,

В Средние века история Давида и Ависаги часто изображалась в иллюминированных рукописях. Художники того времени старались точно следовать библейскому тексту, изображая пожилого Давида в постели и молодую Ависагу, ухаживающую за ним. Эти миниатюры обычно были небольшими и служили иллюстрациями к библейским текстам.

 Петер де Греббе, царь Давид и Ависага, 1620-е годы
Петер де Греббе, царь Давид и Ависага, 1620-е годы

Художники барокко любили этот сюжет за возможность показать драматический контраст между молодостью и старостью. В их интерпретации Ависага предстает как символ жизненной силы рядом с угасающим Давидом.

Гомер Финк, Обращение Версавии к Давиду, 1651
Гомер Финк, Обращение Версавии к Давиду, 1651

В эпоху классицизма художники стремились придать библейским сюжетам благородство античности, изображая сцену с классической сдержанностью, уделяя внимание композиции и гармонии форм.

Фредерик Гудалл, обещание Версавии, 1888, немощного царя Давида поддерживает Ависаги, очевидно
Фредерик Гудалл, обещание Версавии, 1888, немощного царя Давида поддерживает Ависаги, очевидно

В XIX веке интерес к восточным темам привел к новым интерпретациям этой истории. Художники стали уделять больше внимания экзотическим деталям, костюмам и интерьерам.

Керубино Корниенти, Царь Давид и Ависага, 1849
Керубино Корниенти, Царь Давид и Ависага, 1849

Видно, что в большинстве картин на эту тему художники старались подчеркнуть контраст между Давидом и Ависагой. Давид обычно изображается как седобородый старец. Ависага, предстает как воплощение молодости и красоты.

Эта история в живописи также отражает изменение отношения общества к вопросам возраста, власти и гендерных ролей. От средневековых изображений, где Ависага была просто служанкой, до более поздних интерпретаций, где она становится центральной фигурой композиции, мы можем проследить эволюцию взглядов на роль женщины в обществе.

Библейская история старика и молодой девушки в Париже XVIII-XIX веке имела неожиданное продолжение: она превратилась в прием омоложения: старики стали брать себе в любовницы невинных молодых девушек, надеясь, что это продлит им жизнь. И назывался этот метод по имени Ависаги - «сунамитизм».

Анджело Морбелли, Проданная девочка (ит. VENDUTA), 1897. Холст, масло, 67 х 107 см. Частная коллекция.
Анджело Морбелли, Проданная девочка (ит. VENDUTA), 1897. Холст, масло, 67 х 107 см. Частная коллекция.

Актуальный сюжет?

Подписывайтесь на мой канал, я рассказываю про Рим и Италию в целом.

Светлана Синица гид по Риму

Полезные статьи про Рим и путешествия по Италии на моем сайте

#библейскиесюжеты #живопись #давид #ависага