Давид и Ависага: История царя и юной девы
Библейская история
В анналах библейской истории есть множество захватывающих сюжетов, которые продолжают волновать умы верующих и исследователей на протяжении тысячелетий. Одна из таких историй – повествование о царе Давиде и юной деве Ависаге.
Действие разворачивается примерно в X веке до нашей эры, в период расцвета Израильского царства. Давид, легендарный царь, объединивший израильские племена и создавший мощное государство, находится на закате своей жизни. Ему около 70 лет, и его некогда могучее тело ослабело от старости и трудов праведных.
В Первой книге Царств (глава 1, стихи 1-4) мы читаем: "Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, - и будет тепло господину нашему, царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее."
Этот отрывок вызывает множество вопросов и интерпретаций. Почему для согревания царя была выбрана именно эта форма?
В древнем Израиле, как и во многих других культурах того времени, было распространено убеждение, что молодость может передавать жизненную энергию. Практика использования молодых людей для "согревания" пожилых была известна и в других древних обществах.
Согласно библейскому тексту, отношения между Давидом и Ависагой оставались целомудренными. Это подчеркивает, что цель ее присутствия была сугубо терапевтической, а не сексуальной.
История Ависаги не заканчивается со смертью Давида. В последующих главах Первой книги Царств мы узнаем, что Адония, один из сыновей Давида, просит руки Ависаги у нового царя Соломона. Это требование воспринимается как попытка захвата власти и приводит к казни Адонии.
Чаще всего Ависагу художники изображают в момент, когда жена Давида, Вирсавия, просит передать власть своему сыну, Соломону.
Этот эпизод показывает, насколько значимой фигурой стала Ависага при дворе. Ее близость к покойному царю сделала ее символом власти, а возможный брак с ней мог восприниматься как претензия на трон.
История Давида и Ависаги, несмотря на свою краткость, представляет собой богатый материал для изучения древнеизраильского общества, демонстрирует сложность человеческих отношений, вечные темы старения, власти и преемственности.
Давид и Ависага в живописи: От Средневековья до Нового времени
Библейская история царя Давида и юной Ависаги не оставила равнодушными художников разных эпох. Этот сюжет привлекал мастеров кисти своей многогранностью: здесь и тема старости, и молодость, и власть, и намек на чувственность. Давайте посмотрим, как разные художники интерпретировали эту историю.
В Средние века история Давида и Ависаги часто изображалась в иллюминированных рукописях. Художники того времени старались точно следовать библейскому тексту, изображая пожилого Давида в постели и молодую Ависагу, ухаживающую за ним. Эти миниатюры обычно были небольшими и служили иллюстрациями к библейским текстам.
Художники барокко любили этот сюжет за возможность показать драматический контраст между молодостью и старостью. В их интерпретации Ависага предстает как символ жизненной силы рядом с угасающим Давидом.
В эпоху классицизма художники стремились придать библейским сюжетам благородство античности, изображая сцену с классической сдержанностью, уделяя внимание композиции и гармонии форм.
В XIX веке интерес к восточным темам привел к новым интерпретациям этой истории. Художники стали уделять больше внимания экзотическим деталям, костюмам и интерьерам.
Видно, что в большинстве картин на эту тему художники старались подчеркнуть контраст между Давидом и Ависагой. Давид обычно изображается как седобородый старец. Ависага, предстает как воплощение молодости и красоты.
Эта история в живописи также отражает изменение отношения общества к вопросам возраста, власти и гендерных ролей. От средневековых изображений, где Ависага была просто служанкой, до более поздних интерпретаций, где она становится центральной фигурой композиции, мы можем проследить эволюцию взглядов на роль женщины в обществе.
Библейская история старика и молодой девушки в Париже XVIII-XIX веке имела неожиданное продолжение: она превратилась в прием омоложения: старики стали брать себе в любовницы невинных молодых девушек, надеясь, что это продлит им жизнь. И назывался этот метод по имени Ависаги - «сунамитизм».
Актуальный сюжет?
Подписывайтесь на мой канал, я рассказываю про Рим и Италию в целом.
Светлана Синица гид по Риму
Полезные статьи про Рим и путешествия по Италии на моем сайте
#библейскиесюжеты #живопись #давид #ависага