Застройщики, крепко держащиеся за свои чертежные доски и старомодные идеи, вот-вот будут потрясены новыми реалиями. Взглянем правде в глаза: рынок недвижимости в ближайшие 5-7 лет изменится так, что прошлого мы и не узнаем. Всё, на что так долго опирались наши доблестные архитекторы и девелоперы, может оказаться не просто устаревшим, а в прямом смысле слова - бесполезным. И тут возникает главный вопрос: зачем строить столько ненужного?
Здравствуйте! Меня зовут Дмитрий и я владелец офиса партнера "Сервиса Квартирных Решений С+" в Екатеринбурге. Подписывайтесь, и узнаете много интересного о рынке недвижимости России.
Население уходит, а квартиры остаются
Согласно последним прогнозам, население не только не растет, но и сокращается. Казалось бы, с этим нужно что-то делать, но застройщики, похоже, считают иначе. Им, видимо, не важно, что через пару десятков лет не то чтобы квартиры, даже целые микрорайоны могут стоять пустыми. Однако наши герои индустрии, конечно, все равно продолжают строить, будто у них есть секретный план на случай внезапного прибавления населения. Или, может быть, их не предупредили о демографическом кризисе?
Молодое поколение - сломанные надежды риэлторов
А ведь когда-то казалось, что именно новое поколение спасет рынок! Но нет, эти современные молодые люди явно не ценят уютные панельки на окраине, в которых выросли их родители. Вместо того чтобы, как положено, копить деньги на первый взнос, они предпочитают тратить их на что-то "более важное". Кто бы мог подумать, что молодёжь, воспитанная на сериалах и мобильных приложениях, будет мечтать не о квартире, а о том, чтобы жить без привязки к одному месту?
Но и это ещё не всё. Молодое поколение вообще менее склонно к покупке чего-либо долговечного, будь то квартира или машина. Для них аренда – это способ сохранить свободу. Да и кто будет покупать квартиру, когда можно жить по принципу "всё включено" в сервисной аренде? Они даже готовить не хотят – что там уже говорить о том, чтобы купить себе собственное жильё.
Зачем вам большая кухня, если вы всё равно едите на доставке?
А ведь вот он, самый главный вопрос: зачем тратить деньги на огромную кухню, если ты проводишь в ней время только чтобы взять пиццу из коробки? Новое поколение людей не готово тратить жизнь на покупку кастрюль и сковородок. Заказать еду из ресторана проще и дешевле, чем запастись всем, что может понадобиться для готовки. Старые добрые кухонные пространства с массивными гарнитурами – всё это пережитки прошлого. Гораздо практичнее – и вот тут можно включить аплодисменты! – выделить больше места под гардеробную, ведь сменить имидж теперь важнее, чем сварить суп.
Будущее, которого не ждали: квартиры без жильцов?
Ну а теперь представим себе будущее. Вот вы построили прекрасный дом, вложили в него душу и кирпич, а он... пустует. Поколение Z не хочет сюда заселяться, а беби-бумеры уже раздумывают, как бы поскорее избавиться от лишних квадратных метров. Что делать? Может, пора начинать строить что-то, что действительно нужно людям? Может, наконец, пора прислушаться к ним и узнать, чего они хотят? Но нет! Почему бы не продолжить строить старые добрые трехкомнатные квартиры с огромными кухнями – ведь традиции важнее, чем понимание рынка.
Пора менять подходы, или как не стать архитектором пустоты
Время идёт, мир меняется, и рынок недвижимости, каким бы он ни был сейчас, уже никогда не будет прежним. Молодёжь хочет свободы, мобильности, сервисов, а не квадратных метров, с которых нельзя сдвинуться. Привычные планировки устаревают, и те, кто не учтёт этих изменений, рискуют остаться не у дел. Так что, дорогие застройщики, пора пересмотреть ваши чертежи. Или через пару лет окажется, что всё это великолепие из бетона и стекла – всего лишь памятник прошлым заблуждениям.
И да, если вы всё же решили продолжать строить на полную катушку, помните: будущие поколения вас не оценят. Они просто снимут себе квартиру в другом городе.