8 августа 2024 года Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ рассмотрела кассационную жалобу Даминовой Л.А., которая просила в рамках личного банкротства исключить из состава имущества, реализуемого в банкротстве (конкурсной массы), автомобиль на основании того, что она является инвалидом детства 2 группы с диагнозом ДЦП, к тому же воспитывает двоих детей, и автомобиль ей нужен для посещения курсов реабилитации и медицинского обслуживания, обеспечения нормальной жизни семьи.
Хотя ни конкурсный управляющий, ни кредитор в лице Сбербанка не возражали против ходатайства об исключении автомобиля, судья не удовлетворила просьбу Даминовой, сославшись на отсутствие доказательств, что автомобиль включен в реестр транспортных средств для транспортировки инвалидов.
Наконец Верховный суд поставил точку в этом деле. Опубликована резолютивная часть Определения ВС РФ, в которой суд постановил исключить автомобиль из конкурсной массы, т.е. оставить его инвалиду-банкроту как необходимое средство передвижения.
Рад, что Верховный суд отнесся к делу без формальных отсылок к закону, которые были в решениях предыдущих инстанций:
...статус банкрота подразумевает весьма существенные ограничения гражданина в правах, как личных, так и имущественных...
...признание гражданина банкротом и введение процедуры реализации имущества означает, что арбитражный суд … обязан соблюсти лишь минимально возможный стандарт обеспечения достаточной жизнедеятельности должника или членов его семьи.
С учетом отсутствия возражений кредитора плюс наличия информации о инвалидности с детства, причем связанной именно с нарушением двигательных функций, суды, на мой взгляд, выносили негуманные решения. Будем надеяться, что вынесенное Определение поможет сложиться однозначной судебной практике в отношении банкротов с инвалидностью.