Главный герой, Вик Ван Аллен, гоняет на велосипеде, фотографирует, выращивает улиток... Может себе позволить, так как он досрочно вышел на пенсию, изобретя какой-то чип. Дом в живописном месте Луизианы, красавица жена, прелестная шестилетняя дочь, вечеринки и приятные друзья! Вот она, счастливая жизнь! Но что-то не очень спокойно на душе у Вика…
Красивая картинка семейных отношений семьи Ван Аллен в фильме исчезает мгновенно. Вик демонстрирует холодность и даже равнодушие к своей жене Мелинде. А ей хочется страсти, яркости и интриги. Она изменяет Вику и не собирается что-то менять в своем поведении. Дочь ее практически не интересует. Ее влечет к развлечениям, легким отношениям и скандалам. А Вику вроде бы хочется стабильности и надежности. Но оба супруга и не думают расходиться, они как будто скованны одной цепью, незримо связаны чем-то большим, чем здравый смысл.
Вик и Мелинда связаны своими травмами. Они болезненно нужны друг другу. Их психики как пазлы вошли друг в друга, намертво соединив их жизни в одну, полную боли и удовольствия, страдания и интриги. Можно предположить, что они продолжают проигрывать свои детские сценарии, которые они не смогли доиграть и завершить со своими родителями. Сменились декорации, а смысл отношений остался тот же. Что же могло случиться в детстве?
Детство как колыбель любовного треугольника
Рожденный ребёнок симбиотически слит с матерью. Родившись, он отделился от нее только телесно. Физически и психически человеческий детёныш полностью зависим от матери. Мать и дитя есть единое целое. Постепенно ребёнок начинает отделяться от матери и осознавать свою отдельность от матери.
В какой-то момент в поле зрения ребёнка появляется третий - отцовская фигура. Возникает мучительный треугольник. Ребенок с ужасом понимает, что у матери есть кто-то (или что-то) также ценен, как и он. Пространство ребенок-мать разрывается. Образуется сложная конструкция. У ребёнка есть связь с матерью, связь с отцом, и у родителей есть связь друг с другом. Кроме того, ребенок, наблюдая отца и мать, вынужден идентифицировать себя либо с матерью, либо с отцом: «Я — мальчик» или «Я — девочка». У ребенка появляется соблазн конкурировать с родителем своего пола за любовь с родителем противоположного пола. Очень важно, чтобы родители не поддержали ребенка в этом процессе. Ребенок должен осознать, что у него нет никакого шанса конкурировать со взрослым родителем, он еще ребенок. Отношения родителей становятся закрытыми для него. Это, конечно, травма, но преодоление ее позволяет ребенку в будущем отделиться от своих родителей, быть свободным в выборе своего партнера.
Но иногда все идет не так. Родители вовлекают ребенка в свои отношения, выстраивают с ним более близкие отношения, чем со взрослым партнером, дают ему надежду, что он лучше папы или мамы, относятся к нему как к взрослому, способному конкурировать и побеждать родителя. Тогда ребенок остается в этой травме. Он вынужден и во взрослой жизни проигрывать сценарий детско-родительских отношений. Он остается заперт в треугольнике, где невозможно построить нормальные отношения на двоих.
Вик и Мелинда находятся до сих пор в этом детском треугольнике. Под его натиском здравый смысл отступает, рассудок дает сбой. В игру вступает бессознательное желание снова и снова войти в отношения с родителями и победить!
Мелинда в поиске отца
Для Мелинды Вик реально муж, а в ее бессознательном он — отец. Он заботиться о ней, создает все условия для ее жизни, потакает ее капризам. Он надежный, умный, а главное, он больше ее. Рядом с ним она — маленькая девочка, такая же как ее дочь. А значит ей не нужно его поддерживать, быть ответственной, взрослой. У нее есть мальчики с которыми она общается, но потом возвращается домой к своему отцу. Секс для Мелинды есть не проявление любви, страсти, зрелой привязанности, а язык общения, проявления ее привлекательности. Психологически она маленькая, а телесно взрослая. Сексуальность становится для нее возможностью привлекать к себе внимание.
Маленькой девочке от отца нужна нежность и некоторая дистанцированность. Отец дарит нежность, любая сексуальность (взгляд, движение, сравнение с матерью, комплимент и т. д.) смешивает взрослое и детское, отравляет будущее девочки. Отношения Мелинды с мужчинами — это хаотическая смесь детского и взрослого, наивности и хитрости, честности и фальши.
У Мелинды явно незаконченные отношения с отцовской фигурой. Либо он ее отвергал, либо наоборот любил больше матери. Она в треугольнике отношений с родителями стала победительницей матери и навечно осталась в нем. Привязанность к отцу никак не дает ей строить равные партнерские отношения. Она находит себе любовников, но отношения поверхностные, потому что они никак не могут конкурировать с отцом. Он сильнее, стабильнее, надежнее. Ей нужен третий, но не для того, чтобы уйти от отца, это невозможно.
Своими отношениями с мужчинами, она как будто оживляет Вика, заставляет его что-то чувствовать. Она соблазняет мужчин, но на самом деле соблазняет Вика. Он всегда в поле его внимания. В минуты объятий и поцелуев она высматривает его. Связь с мужчинами - это спектакль для одного единственного зрителя — Вика, своего символического отца. Ей не важны пересуды окружающих, в ее мире они совсем неважные фигуры.
Вик: войти в конкуренцию и победить
Вик также находится в плену детско-родительского треугольника. Ему необходим третий в отношениях, чтобы его победить и доказать, что он более достойный. У него не разорвана связь с матерью, поэтому он вынужден на женщин проецировать ее образ. Вик бессознательно заинтересован в том, чтобы рядом была женщина, которая ему изменит, а он устранит соперника.
Рассматривая детско-родительский треугольник, я писала о том, что у ребенка появляется соблазн конкурировать с родителем своего пола за любовь с родителем противоположного пола. Если мать дает своему сыну надежду на то, что он может победить отца, она не дает возможности отделиться ему от матери. Она нагружает его всемогуществом. Другой вариант, когда мать игнорирует ребенка, отделяет его раньше времени, бросает его, тогда у ребенка появляется навязчивое желание вернуть мать, так как от нее зависит его выживание. В обоих случаях у ребенка возникает много злости и гнева, которые он, как правило, не может обрушить на свою мать. Фигура матери очень ценная для ребенка, поэтому он смещает свою агрессивность на того, кто забирает от него мать. У него возникает фантазия об убийстве отцовской фигуры. Это может быть реальный отец, партнер матери, даже ее работа, то есть та фигура, которая может забрать его мать. Но это история не имеет финала. Даже если ребенок побеждает отцовскую фигуру, он все равно не может занять ее место. Это место не для ребенка.
Вик завис в этой ситуации и пытается ее проиграть вновь и вновь, но не может, так как эта задача не имеет решения. Он побеждает всех любовников Мелинды, но не чувствует облегчения и успокоения. Проблема не в том, чтобы победить, а в том, чтобы отказаться от этого сценария, но в реальной жизни бессознательный сценарий всегда побеждает доводы разума.
Важно отметить, что именно в моменте, когда Мелинда изменяет Вику, он оживает, он начинает чувствовать. Он чувствует злость, отчаяние, страх, ярость и любовь. Эта инфантильная любовь показывает насколько сильна его слепая привязанность к Мелинде, то есть к материнской фигуре. Детская фантазия о убийстве соперника превращается в реальные действия в взрослом состоянии.
Внешне Вик успешный взрослый человек, а в глубине души он ребенок, который ищет признания и любви матери, такой любви, которую он ей никогда не сможет дать.
Трикси в борьбе за отца
Очень важный персонаж в фильме — Трикси, дочь Вика и Мелинды. Через ее взаимоотношения с отцом и матерью можем наблюдать, как семейная история родителей входит в жизнь ребенка. Трикси находится в том возрасте, когда ребенок попадает в треугольник взаимоотношений с родителями. Мы видим, что она крепко вплетена в отношения родителей. Дочь находится внутри этих отношений. Семейная иерархия отсутствует. Трикси не признает мать как мать. Она конкурирует с ней и успешно выигрывает эту конкуренцию. Трикси уже сильнее матери. Именно она принимает решение за мать, когда кидает чемодан в бассейн, останавливая Мелинду от разрыва с Виком.
Отец имеет с ней более близкие отношения, чем со своей женой. Он с умилением смотрит на дочь, когда она не слушается мать. «Ты сводишь маму с ума» - говорит Вик дочери и получает удовольствие от того, что Трикси открыто соглашается с его предположением. Отец уже решил, что она гениальна. Она и правда очень умна, ведь она догадывается, что отец убивает.
Семья, где нет порядка
Мир семьи Вика и Мелинды, несмотря на внешний лоск, - это мир хаоса, где нет порядка, так как нет разделения между родителями и ребенком. Трикси обречена быть травмированной, обречена на проживание в будущем изматывающих отношений в треугольнике. Родители выдернули девочку из мира детства в мир спутанных отношений взрослых. Она не дочь, а сестра, соперница матери , партнер, друг отца. Ее чувственная сфера не развивается, так как нет любящих по-настоящему взрослых родителей, а, значит, нет безопасной среды. Ей приходится разбираться в этих сложных родительских отношениях, поэтому она развивает интеллект в ущерб эмоциональности, учиться манипулировать, побеждать мать, быть удобной и полезной отцу.
Находясь в треугольнике детско-родительских отношений и преодолевая кризис, ребенок приобретает очень ценный опыт. Он начинает понимать и принимать тот факт, что в жизни есть запреты, есть правила и нормы. Соблюдение запретов требует много напряжения, но привносит в жизнь порядок и спокойствие. Благодаря позитивному опыту проживания треугольника, развиваются и принимаются такие чувства как вина и стыд, формируется совесть. Адекватные чувства вины и стыда становятся внутренними регуляторами поведения, возможностями останавливать действия под прессингом эмоциональных реакций.
Вик и Мелинда живут вне норм и правил, у них нет запретов. Их чувственная сфера довольно бедная, поэтому , чтобы что-то чувствовать им нужны сильные аффекты. А когда они что-то чувствуют, им необходимо действовать, поэтому Мелинда легко изменяет, Вик убивает. Для Вика Мелинда своими изменами создает ситуации, при которых он может проживать свои эмоции (прежде всего, злости) через действия минуя переживания. Они нужны друг другу, так как позволяют друг другу жить без чувств вины и стыда.
Дочь спокойно говорит отцу отцу о том, что она знает о его убийстве, и он не пугается. Он говорит дочери всегда правильные вещи, но это не важно, а важно, что он делает и как относится к тому, что он делает. Вик не переживает, что он убийца, не терзается угрызениями совести. Психологически он в том возрасте, когда внутренних морально-нравственных ограничений нет.
Жизнь как река
Жизнь каждого человека как река. У нее есть течение, берега, вода, возможны пороги, отмели… Это все можно видеть, наблюдать. Но есть то, что не видно, если стоишь на берегу. Это глубокие воды. Там, на глубине может быть жизнь — растения, рыбы, раки, микроорганизмы… Это живое во многом определяют особенности реки. Но на глубине может быть и что-то мертвое, ведь глубина таит тайны и загадки. Чем глубже, тем больше непонятного.
Вик и Мелинда сидят на берегу реки. И кажется, что счастье так возможно. Он дарит своей жене фотоальбом с ее изображением. Они очень красивы. Он обещает, что будет с ней всегда. Но ничего нельзя начать с чистого листа. Все глубинное обязательно прорвется в реальность. И труп в реке уже всплывает, и шарф будет оставлен… Невозможно избавиться от этой мертвой части, которая находится внутри души Вика и Мелинды. Близость им недоступна, они стремятся владеть. Вик фотографирует Мелинду как будто подглядывает за ней. Он пытается уловить и присвоить прекрасный образ. Этот образ на фото прекрасен, но не живой.
Они не говорят о чувствах, не рассказывают о своих желаниях и страданиях, не переживают, что-то мертвое есть внутри них. Им нужен непременно третий, который должен их оживить и… умереть.
При чем тут улитки?
Вик разводит улиток. Странное занятие. Однажды он говорит, что улитка взобралась бы на «12-футовую стену, чтобы найти свою пару». Он тоже готов сделать все возможное и невозможное, чтобы Мелинда была рядом с ним, и даже убивать.
Вот выдержка из рассказа Джеральда Даррела "Птицы, звери и родственники" (Джеральд Даррел): «Бурная гроза, очевидно, пробудила улиток и привела в радостное, романтическое настроение. Они продолжали ползти навстречу друг другу, пока их рожки не соприкоснулись.
В этот момент улитки остановились и посмотрели в глаза друг другу долгим, серьезным взглядом. Потом одна из них слегка переменила положение, давая дорогу другой. Когда обе улитки оказались рядом, произошло нечто такое, что заставило меня не поверить собственным глазам. Из бока одной улитки и одновременно из бока другой выскочило что-то вроде маленьких белых стрел на тоненькой белой ниточке. Стрела из первой улитки пронзила бок второй улитки и исчезла там, а стрела из второй улитки таким же образом вонзилась в бок первой. И вот они сидят рядышком, бок о бок, связанные двумя белыми ниточками, словно два парусных корабля, счаленные канатами.
...Ниточки стали постепенно укорачиваться и притягивать улиток друг к другу. Каждая улитка с помощью какого-то механизма в своем теле (наподобие лебедки) сматывала канатик и подтягивала к себе другую улитку, пока обе они не оказались крепко притиснутыми друг к другу.»
О таких отношениях мечтает Вик, к таким стремиться. У него получается. Только притягиваются друг к другу Вик и Мелинда не любовью, а травмой...