Найти тему
Записки не краеведа

Былое и настоящее Старочеркасска

Оглавление

В настоящей статье мы желаем вкратце осветить и выяснить кое-что о былом и настоящем Старочеркасска, отчасти по имеющимся у нас под руками данными, отчасти пользуясь преданием и, наконец, отчасти дополнили очерк тем, что сами видели.
Имя Старочеркасска связано со многими теми историческими воспоминаниями, которые весьма дороги для сынов Дона Тихого. Старочеркасск расположен по низменной, правой и отчасти левой, стороне Дона. Надо сказать прежде о том, что когда-то Кипчакская или Золотая орда почти поработила и русскую землю и отечество наше, вследствие распрей княжеских, потеряв свою самостоятельность, платило дань ханам орды. Тогда-то и донское войско было названо ордынским и Азовским. Это войско в 1500 году имело двух начальников, из которых один назывался Агус или Аскутий Черкас, который поселился на месте, где ныне расположен Старочеркасск; с того времени поселение это и стало называться по имени этого начальника, до того же времени это население называлось Орн. Тут жили и татары из Золотой орды; они были верны казакам. Ныне на этом месте не существует никаких татар, но имя их удержано одним местом станицы, которое по сие время носит название «Татарской слободки». Когда здесь жили татары, тогда в этом месте существовала татарская мечеть, где ныне находятся разные казачьи постройки. Не в давних годах сюда приезжали татары с жёнами из Новочеркасска поклониться праху своих праотцов, и всходили на татарский курган, находящийся на юге от Старочеркасска в двух верстах, так как этот курган служил кладбищем для татар.
Другого начальника звали Адиг или Адик, который перешёл на восточную сторону Азовского моря и между рукавами Кубани построил замок своего имени, близ Темрюка, существовавший ещё до 1713 года. Когда Русь свергла татарское иго, тогда и Донские казаки, сбросив с себя также это бремя, верно служили службу царю Ивану Васильевичу Грозному. Уже при царе Михаиле Фёдоровиче Старочеркасск считался лучшим и главным местом Донского казачества. Старочеркасск, или как прежде его называли Черкасск, состоял из нескольких станиц.
Начну собственно с Черкасской станицы…

Станица Черкасская

В Черкасской станице красуется соборная церковь, построенная, по обету, Донцами. Под колокольней этого храма некогда содержался временно Стенька Разин. Когда-то вокруг Черкасска был двойной палисадник, набитый землёй и укреплённый бастионом и девятью раскатами, вооружёнными 80 азовскими пушками, которые были затем сняты и отправлены в Новочеркасск. Вместо прежних раскатов в недавних годах были поставлены деревянные столбы, а на них накрест дощечки, на которых нарисованы были пушки и столько на каждой, сколько существовало их прежде того на каждом раскате. Возьмём для видимости столб, который находится на Каменной улице, близ протоки. На нём такая надпись:

«Здесь был мостовой раскат, вооружённый восемью азовскими пушками».

Жаль, что из этих столбов многих уже не существует, так как они деревянные и потому простоять долго не могли.

Войсковой Воскресенский собор в станице Старочеркасской. Фото: https://meotyda.ru/node/850
Войсковой Воскресенский собор в станице Старочеркасской. Фото: https://meotyda.ru/node/850

Говорят что в окрестностях Черкасска было много тутовых деревьев, для разведения шелковичного червя и виноградников. Прежний Черкасск совсем не похож на настоящий, особенно же утратил он своё значение со времени перевода главного войскового начальства в Новочеркасск. В весеннее время, в большую воду, Старочеркасск непригляден, что же касается летней поры, то можно сказать, что лета здесь не бывает, а только весна: всё зелено и тогда как в других местах, возвышенных, цветы от жары поблекли, здесь воздух чист и приятен, словом, приехав сюда в летнюю пору, вполне доволен будет тот, кто имеет надобность в чистом ароматическом воздухе.

Собственно в Черкасской станице (по прежнему) стоит исполин девятиглавый собор каменный, выстроенный, как сказано, по обету Донцов, во имя обновления храма Воскресения Христова. В нём много находится богатой священной утвари и сосудов, что осматривается именитостями с особенным любопытством. На днях приезжал помощник войскового наказного атамана войска донского генерального штаба генерал-майор Маслаковец с бывшим редактором Донских областных ведомостей Семёном Номикосовым. Маслаковец видел вещи священные и в соборе и в монастырской церкви, где отслужил панихиду, и потом был в Петропавловской церкви, где также осматривал священные сосуды. Зашёл и в станичное правление для ревизии, и, по-видимому, остался весьма доволен. Обращался со всеми запросто, и его посещение произвело на жителей довольно отрадное впечатление.

Возвращаюсь опять к собору. Когда казаки защищали Азов в 1642 году от многочисленной турецкой армии, то дали обет, что если они выдержат атаку, известную под названием ″азовского сидения″, то в память этого воздвигнут храм. С помощью Божией атака была выдержана и казаки возвратившись из Азова, исполнили данный перед Богом обет свой в 1650 году. Прежде этот храм был деревянный и два раза горел. Настоящий же девятиглавый соборный храм стал строиться в 1706 году. В построении, собственно в закладке, участвовал лично сам Пётр Великий, так как он собственными руками положил на алтарной стене несколько камней и залил их извёсткой в 1709 году. Окончена постройка этого храма в 1719 году. Внутри весьма благолепен и богат он священными сосудами и многими драгоценностями. Чтобы судить об этом, надо лично видеть драгоценность и благолепие этого храма.

Возле собора находится памятник с вызолоченным гербом, воздвигнутый в 1863 году в честь пребывания В Старочеркасске покойного наследника Николая Александровича в 1863 году; на этом памятнике следующие надписи:

  • Любовь и верность ко престолу
    Воздвигли памятник сей днесь
    Тому, кто сам явил народу
    Свою любовь и ласки здесь.
    И царь Пётр здесь на Майдане
    Угощал вином дедов,
    Как он был здесь в Черкасске
    Для нарядов под Азов.
    (1769 год).
  • Здесь был зрим и ангел кроткий
    Александр Европы друг,
    Чей мы прах из Таганрога
    Провожали в Петербург.
    (1825 год).
  • Здесь и князя Михаила
    Мы встречали как Петра
    Иль как славно Александру
    Здесь гремели мы ″ура″…
В память посещения, в 5 день августа 1863 года, Его Императорским Высочеством Наследником Николаем Александровичем Старочеркасской станицы.
-3

Улица, где ныне находится Монастырская гостиница, названа каменной, оттого она названа так, что на ней когда-то находился каменный мост. Камня от этого моста мало уцелело: весь был разобран самими гражданами станицы. Это самое высокое место станицы и никогда не затапливается полой водой. Далее от моста этого на дубовых сваях, через протоку, был перекинут огромный мост, по которому в два ряда ездили в экипажах. Этот мост по сие время удержал название ″каменного″. Возле этого моста красовалось здание войсковой канцелярии, а напротив, с правой стороны – гауптвахта. В этой Черкасской станице находилось и первое народное училище, открытое в апреле 1770 года, первая Донская гимназия, открытая 11 июня 1805 года, то есть в год заложения Новочеркасска в Бирючьем куту. Директором этой гимназии состоял штабс-лекарь Ягодин…

Надо сказать, что протока, через которую перекинут названный мост, была глубока, и к этому мосту, по преданию, подходили даже иностранные большие суда с разными товарами, лучшие персидские товары можно было видеть в продаже на этих судах. В настоящее время только во время весны эта протока наполняется водой и по ней могут ходить только небольшие суда, а летом эта протока освобождается от воды. На южной стороне её находился земляной вал, по которому совершалось народное гулянье. Ныне в зимнюю пору гулянье бывает по Каменной улице, а в летнюю по мостам, преимущественно каменному и большому запротоцкому, и то лишь по праздничным дням; а в будни выходят гулять немногие и выходит, так сказать, местная аристократия на час, или полтора – не более.

По другую сторону каменного моста, за протокой, находилась ″Татарская станица″, получившая это название от татар, которые преимущественно населяли эту станицу; из татар этих было много капиталистов, занимавшихся торговлей. Здесь они имели свои гостиницы и огромные трёхэтажные дома. Эта станица подвергалась пожарам, из которых самый сильный был в 1700 году, во время которого сгорела их мечеть. В настоящее время этого ничего нет, так как татар нет. Они выселились в Новочеркасск, а население этого места станицы называется теперь ″Татарской слободкой″. Жители этой слободки занимаются частью скотоводством, частью и судоходством.

Средняя станица

Средняя станица находилась между станицами Павловской и Черкасской, в середине. Она занимала небольшое пространство вниз до площади базарного рынка, и вверх до Соборной улицы. В этой станице существует по ныне Донской Ефремовский монастырь. Храм этого монастыря сооружён во имя Донской Божией Матери. С 1750 по 1837 год это место монастырское было подворьем атаманов Ефремовых.
Вдова полковника Даниила Степановича Ефремова, Авдотья Акимовна, распорядилась перед смертью своей, чтобы храм, и всё подворье было отдано под монастырь, (в 1837 году). В этой церкви можно видеть много дорогих вещей. На обитель эту есть вклады большие – процентами с которых пользуются монашествующие; что обитель эта богата, в пользу этого говорит уже то, что в монастырском подворье, как грибы, ежегодно растут кельи для монахинь. Нам кажется, что придёт то время, когда будет всё построено под одну кровлю.

-4

На юг от храма корпус, в котором живёт игуменья Иннокентия; в нём когда то жили предки Ефремовых. В этом здании вдова Авдотья Акимовна удостоилась принимать блаженной памяти Государя Императора Александра Благословенного, октября 14 дня 1825 года. Здесь за алтарём храма погребено много монашествующих и других лиц, оказавших помощь богатой лептой этому монастырю.

Приведём одну надгробную надпись:
″Под камнем Даниил Ефремов сим лежит″.

Надежда, счастия златой с ним век сокрыт,
Душа в нём искренна, как Феба луча сила,
Неправды, подлой лести во век не знала,
Лишь славила творца, друзьями утешалась,
Добротами щедрот и правдой услаждалась
И род и счастие его жизнь украшали,
Безчадство лишь его одной судьбой играло,
Зашёл в подземный гроб, потускло всё навек.
И слёзы полились, как ток обильных рек.
Безчадного жена, как горлица стенает,
Оставшися одна – лишь слёзы проливает,
Среди богатств в дому встречает полный вздох,
На что ни посмотри, всё представляет ох!
Коль сына-друга нет, так все довольства стон
Не отдалит тоски ни слава, честь и трон.
Э Боже, Ты вина, Ты всех судеб Творец
Призри на гордость – будь благ ему отец.

Станица Павловская

По фамилии первого станичного атамана Павлова, станица названа Павловской. Эта станица находилась между Черкасской и Прибылянской. В станице Павловской находится дом городской полиции. Здесь жители занимаются торговлей и судоходством; из торговцев крупный капиталист Н. М. Жученков, который, как говорят, обладает миллионным капиталом; в доме его, при проезде, в 1863 году останавливался покойный Государь Наследник Цесаревич Николай Александрович.

В этой станице есть дом торговца Е. В. Жученкова; этот дом, как по архитектуре, так и по крепости своей обращает внимание посетителей Старочеркасска. Не многие знают, однако, что в этом доме внизу есть одиночная, в которой когда-то содержался Стенька Разин, и отсюда он был переведён под колокольню соборного храма.

Станица Прибылянская

Прибылянская станица занимает место ближе к базарному рынку, и весь базарный рынок отходил под эту станицу. Посередине этой станицы находится Петропавловская церковь, а станица название такое получила оттого, что на этом месте поселились прибывшие из запорожской сечи казаки. Против храма этого ныне базарный рынок, на котором продаётся всё съедобное, а далее, вверх к монастырю, площадь – сенной базар. На базаре и питейные заведения, харчевни, гостиницы, бакалейные и мануфактурные лавки. Надо при этом упомянуть, что жители станицы не заносят в рот скоромного по средам, пятницам и в посты, а потому в это время на рынке не найдёшь ни мяса, ни птицы, ни молока.

-5

На сенном базаре прежде совершались казни преступников, всенародно; так, войсковому старшине Ивану Афанасьевичу Апанасову палачом была отрублена голова; ту же участь испытали ещё три гвардейские казака – Илья Колесников, Зиновий Казьмин и Василий Попов. Теперь в этой станице живёт самая интеллигентная часть населения, и богатая занимающаяся преимущественно торговлей; тут встречаются и земледельцы и крупные скупщики разного хлеба в верховых станицах, отправляющие его на ростовский торговый рынок огромными партиями.

Вниз от Прибылянской станицы – место низменное и скорее других затапливается весенней водой, по местам топкое; поселенцы этого места образовали станицу, которая называлась ″Дурновской″. Она тянулась до протоки, называемой ″Скородумовской″. Место это дурное для поселенцев, а потому и станица эта названа ″Дурновской″. В настоящее время жители этой местности занимаются огородничеством, а отчасти судоходством.

Станица Скородумовская

Скородумовская станица начиналась от Скородумовской протоки, и оканчивалась Танькиным ериком (″Танькиным″ он назван потому, что в нём утонула необыкновенной силы девушка Татьяна, по которой, как гласит предание, не было единоборцев, и она разбивала кулачки, которые были в большом ходу в то время). В настоящее время этот ерик сделался глубоким и широким: по нему ходят и пароходы и суда речные.
Такое название станица эта получила по следующей причине: рассказывают, что однажды рыбаки, ночью, на своих сетях поймали молодых ребят с рыбой и в таком положении доставили их к атаману, прося его, чтобы этих охотников протянуть из одной полыньи до другой, то есть учинить подлёдное путешествие, и сверх того разогреть их плетьми. С этим атаман не согласился и назвал их ″скородумами″. Рыболовы остались довольны этим судом. В станице существовала церковь во имя святого Николая Чудотворца, перенесённая в Новочеркасск. Возле церкви этой находилось кладбище, которое теперь на половину размыто и видны кости и гробы погребённых.
На кладбище этом находили разные дорогие вещи и крестики, два таких крестика мальчик продал за несколько копеек инспектору народных училищ Донской области А. Л. Крылову, как любителю-археологу. Не так давно, возле могилы, жена казака Елена Воробьёва, нашла золотой. Каменных домов в станице этой весьма мало. Жители занимаются судоходством, огородничеством, но не в больших размерах.

Станица Ратинская

При въезде из Новочеркасска в Старочеркасск, глазам вашим представляется первая церковь, сооружённая во имя Преображения Господня. Эта церковь построена как раз на том месте, где собиралась рать идти под Азов, а потому и церковь эта носит название Ратинской. Здесь была тоже станица, именуемая Ратинской. Церковь построена войсковым атаманом Данилой Ефремовым в 1733 году.

Преображенская (Ратная/Ратинская) церковь
Преображенская (Ратная/Ратинская) церковь

В ней престолы – Преображения, святых мучеников Флора и Лавра (в день этот почти со всей станицы сгоняют лошадей и кропят их святой водой) и престол во имя святого пророка Ильи. Последний праздник бывает 20 июня и совпадает с ярмаркой, которая называется Ильинской. Ко дню этого праздника приходит и приезжает много богомольцев, а на сам день из Ростова приходит два-три парохода, с пассажирами. В Преображенской церкви немало дорогих икон; особенно на себя обращает внимание образ во имя святого Иоанна Предтечи, найденный казаками на Азовских стенах в 1696 году; на нём есть надпись стихами:

В сём тысячном двести четвёртом году
По указу монарха Российского роду,
Петра Алексеевича самодержавна,
Единого и под солнцем Царя православна,
Алексей Семёнович Шеин, мужественный,
Воевода большого полку, Царём избранный,
Взявши себе на помощь знак креста христова,
Крепко добывал град Турецкого Азова.
Басурмане же, зряще погибель его близу,
Роги своея луны преклониша низу;
В восемнадесятый июля милости просиша,
А в десятый на десять град Царю вручиша.
Тогда воеводою всё воинство мужно,
Победительно во <…> всеоружно,
Обрётшие в зданиях разорённых в брани,
Иконы святыя безчестно попранны,
В грехе образ Предтечев сокрушён тричастно,
<…>
И храм христианский, крестителев званный,
Вскоре воздвигнен быст в самих основах.
И посвящён августа в третий по десятом,
К славе Божией, в граде сём от басурман взятом,
В нём же икона сия местная зрится нами,
В честь, его же и есть болий в рождённых женами.

Жители этой станицы принадлежат к простому классу и занимаются сеянием огородных овощей, отчасти земледелием и называются ″бахчевниками″. Далее на северо-восточной стороне тоже не мало живёт казаков, занимающихся земледелием, а некоторые огородничеством; живут крайне бедно, так что многие, имея две, три коровы, этим только и существуют, продавая на базаре молоко и каймак. Кофе с каймаком в большом употреблении, особенно между женщинами. Если какая женщина почему либо не выпьет, хотя одну чашечку кофе, делается нездоровой и капризной.

Станица Тетеревская

Тетеревская станица была поселена на острове, образуемом рекой Доном и протокой именуемой Быстрым ериком. Этот остров населяют казаки, называющиеся Рыковцами. Кроме этой станицы на острове этом существовало ещё три станицы Рыковские; о них будет сказано ниже.
Тетеревская станица начиналась от Быстрого ерика (ныне широкой и глубокой протоки) и продолжалась до верхней Рыковской станицы. На месте этой станицы не уцелело никакой постройки: жители там недолго держались, так как никакие столбы и сваи не могли долго удерживать напора весенних волн. Такое непрочное состояние поселенцев подало мысль ту, что их прозвали ″Тетерями″, от этого названия и станица получила прозвание ″Тетеревской″. Тетеря слово бранное и оскорбляло самолюбие каждого казака этой станицы. Эти поселенцы были рыболовы. Впрочем эту станицу ещё именуют Тютеревской.

Станица Рыковская

Рыковских станиц было три: Верхняя, Средняя и Нижняя. Верхняя начиналась вслед за Тютеревской; в ней была деревянная Архангельская церковь, перенесённая в Новочеркасск в 1813 году; на месте престола этой церкви, на каменном фундаменте лежит чугунная доска, на коей следующая надпись:

Доска сия положена на том святом месте, где был престол Господень в церкви Святителя Архистратига Михаила, существовавший с приделом святителя Николая Чудотворца по 1813 год. Доска сия напоминает нам, что жители сей Рыковской станицы в 1708 году пострадали от вероломного Булавина, в 1717 году разорена была Бахтыгиреем, перешедшим Дон с десятью тысячами татар, и наконец, что эта станица 22 марта 1811 года пострадала от сильного урагана, разорившего в ней все кровли домов и рыбные заводы, а 18 августа 1838 года выгорела она почти вся без остатка.

Возле этого пьедестала каменного построена каплица деревянная на четырёх столбах. В ней пять икон, между которыми стоит икона во имя Архистратига Михаила с неугасаемой лампадкой. Ежегодно в день Михаила Архангела, то есть 8 ноября жители станицы с духовенством и святыми хоругвями отправляются к этому месту и совершают молебствие, а на могилах, кому желательно, служат панихиды. Жаль, что на этом кладбище не существует ограды.

Гласит предание, что первым поселенцем бывшей названной станицы был казак Рыковсков, который занимался рыболовством и основал там первый рыбный завод. К нему стали постепенно присоединяться ещё такие же рыболовы-казаки. Таким образом, мало помалу, образовалась Рыковская станица, впоследствии разделившаяся на три станицы – Верхнюю, Среднюю и Нижнюю. Рыболовство в то время было единственным, кажется, занятием жителей этих станиц. Ныне это занятие не удовлетворяет потребностям жизни, а потому жители стали заниматься и земледелием и огородничеством. Живут эти жители не то чтобы богато, но в довольстве.

Я. Ребров
Газета «Донская пчела» № 88-89 от 1882 года.

НавигаторЧеркасский округ