Ключевое место в православной вере занимает любочестие. Именно оно служит началом подлинного духовного подвига. Чем старательнее человек стремится к любочестию, тем крепче становятся его вера и любовь. Размышления о Божиих благодеяниях оказывают особую поддержку человеку в этом пути.
Искренне верующий не задается вопросами о том, существует ли рай, — он подвизается, не потому что есть рай, а потому что доверяет Богу и любит Его. Человек же без любочестия может размышлять: «А зачем прилагать усилия, если неясно, есть ли рай и будет ли Страшный Суд?»
Вы читаете отрывок из второго тома "Слов" преподобного Паисия Святогорца "Духовное пробуждение". М, Орфограф, 2021, стр.285
Любочестие (греч. φιλότιμο — филотимо) — это одно из центральных понятий в православной духовности, которое трудно передать одним словом на других языках. В дословном переводе оно означает «любовь к чести», Словарь Бабиниотиса определяет его, как "обостренное чувство собственного достоинства", но его глубокий смысл включает в себя гораздо больше.
Любочестие — это духовное стремление человека действовать с благородством, бескорыстием и искренней, "безвозмездной" любовью ко всему доброму. Это внутренняя установка человека жить не ради выгоды или страха, не по принципу "ты мне я тебе",а из любви к Богу и ближним, с желанием приносить пользу, жертвовать собой и исполнять волю Божию. Для человека с любочестием радость и удовлетворение заключаются не в награде или похвале, а в самом поступке, совершенном из чистого сердца и с благими намерениями.
Неблагодарный человек, что бы ему ни делали, останется таким же. Напротив, любочестный человек даже в испытаниях славословит Бога, постепенно достигая состояния постоянной благодарности и обретая в душе божественную радость, пребывая в постоянной радости и веселье. В то время как некоторые, даже получая множество благословений, остаются недовольными.