Найти в Дзене
Фильманьяк

Класс (2007) - вся правда о школе

«Класс» произвёл большой резонанс, хотя это не первое кино на тему «скулшутинга». До него на эту тему уже успели высказаться Гас Ван Сент в «Слоне» и Уве Болл в «Сердце Америки».
«Класс» произвёл большой резонанс, хотя это не первое кино на тему «скулшутинга». До него на эту тему уже успели высказаться Гас Ван Сент в «Слоне» и Уве Болл в «Сердце Америки».
Йозеп Раак - ученик выпускного класса, над которым постоянно издеваются одноклассники. Он не может дать сдачи и просто ждёт, когда учёба закончится, предпочитая молча сносить все насмешки. Неожиданно у него появляется заступник из числа бывших угнетателей, но ситуация от этого только становится хуже...
«Класс» - кино невыносимое, в том смысле, что смотреть его невыносимо благодаря узнаваемости.
«Класс» - кино невыносимое, в том смысле, что смотреть его невыносимо благодаря узнаваемости.

Эта работа 38-летнего эстонского режиссёра Ильмара Раага было вдохновлена событиями трагедии в школе Колумбайн, а так же живучими воспоминаниями о школьных годах и армии. Так что художественный вымысел здесь не столь велик – и то только ради того, чтобы не возникало вопросов у тех, кто заочно осуждает финальные действия Йозепа и Каспара.

Неудивительно находить претензии, основанные на ограниченности субъективным опытом - мол, у нас в школе такого не было. Надо не забывать, что мир большой, и пока в Урюпинске разборки аля «Бумер», где-то в центре столицы вполне может быть «Бригада». Как и с армией - в одной части может быть «ДМБ», а в другой «Караул». Школа школе рознь.
Неудивительно находить претензии, основанные на ограниченности субъективным опытом - мол, у нас в школе такого не было. Надо не забывать, что мир большой, и пока в Урюпинске разборки аля «Бумер», где-то в центре столицы вполне может быть «Бригада». Как и с армией - в одной части может быть «ДМБ», а в другой «Караул». Школа школе рознь.

Потому что после всего, через что они проходят в течение фильма, ни у кого уже не должно остаться сомнений в ощущении подобного поступка как единственно оставшегося выхода. «Класс» снят с максимальным отстранением от художественности, как максимально хардкорное социальное кино, в котором камера исключительно ручная, и работает преимущественно на средних и крупных планах, позволяя максимально сократить дистанцию между зрителем и героем, заставляя ощущать весь тот дискомфорт и чувство безвыходности, которым отдают тесные классные комнаты, набитые малолетними отморозками.

А ведь это кино вполне удачно перекликается с вышедшей годом позже немецкой «Волной» про зарождение фашизма. Поскольку действующих лиц не так много, но они постоянно окружены толпой свидетелей, которые не потакают, но и не препятствуют творящемуся беспределу.
А ведь это кино вполне удачно перекликается с вышедшей годом позже немецкой «Волной» про зарождение фашизма. Поскольку действующих лиц не так много, но они постоянно окружены толпой свидетелей, которые не потакают, но и не препятствуют творящемуся беспределу.

При том, что действие подчёркнуто сжимается, заключая сюжет в строгие временные рамки, что не может не напомнить о схожем приёме в знаменитой «Ненависти» Матьё Кассовица. Хотя сценарий Рааг дорабатывал уже совместно с молодыми исполнителями, которые удачно внесли «дух современной молодёжи» в фильм, всё же стоит отметить его мастерство как автора в эпизодах, посвящённых взаимоотношениям с родителями. Поскольку на первый взгляд эти сцены обманчиво просты, а реплики банальны. Однако если вдуматься, в банальности обнаруживается узнаваемость, а в самих сценах ощущается тотальная глухота предков к собственным отпрыскам.

Отношение отца к Йозепу можно описать одним словом - непринятие. Его отец думает, что помогает сыну, хотя на самом деле он его травит, только уже за то, что тот стал жертвой.
Отношение отца к Йозепу можно описать одним словом - непринятие. Его отец думает, что помогает сыну, хотя на самом деле он его травит, только уже за то, что тот стал жертвой.

Ещё лучше это отношение ощущается в сценах с учителями, которые совсем бессильны что-то сделать, да и в общем-то им глубоко плевать кто прав, кто виноват, лишь бы все сидели смирно. Режиссёру хорошо получилось запечатлеть то тотальное одиночество, в котором пребывает подросток, ощущая себя ненужным ни дома, ни за его пределами. И напрасно многие критики обвиняли режиссёра в том, что в последнем акте тот наконец-то выпускает пар, предаваясь фантазиям об отмщении за полученные в прошлом обиды.

Фильм Раага очень доходчиво обрисовывает, что кровопролитие в школе - не результат внезапной вспышки космического безумия. Это закономерный плод ежедневных отношений, травли и издевательств, взрыв накопленной ответной агрессии.
Фильм Раага очень доходчиво обрисовывает, что кровопролитие в школе - не результат внезапной вспышки космического безумия. Это закономерный плод ежедневных отношений, травли и издевательств, взрыв накопленной ответной агрессии.

На мой взгляд последние сцены – как раз венец тех ужасов, что нам показали ранее, поскольку мы становимся свидетелями не праведной вендетты, а кошмарной траты человеческого потенциала, гибели личности – не только физической, но и духовной. И снято это без какого-либо намёка на смакование. Пожалуй, название «Класс» выбрано не случайно, поскольку в нём отражена и модель общества, и та двойственность реальности, с которой сталкиваешься в ходе просмотра. Ведь класс придуман для того, чтобы можно было сеять разумное, доброе, вечное – и печально, что всё это осталось где-то в прошлом веке.

Тяжкое впечатление от просмотра остаётся из-за того, как режиссёр управляется с щедро разлитым по экрану чувством беспомощности. Это кино гораздо объёмнее проблемы «скулшутинга» - хочется, чтобы каждый из класса вырос достойным человеком, нашёл общий язык и с родителями и с окружающими... Но не знаешь, как.
Тяжкое впечатление от просмотра остаётся из-за того, как режиссёр управляется с щедро разлитым по экрану чувством беспомощности. Это кино гораздо объёмнее проблемы «скулшутинга» - хочется, чтобы каждый из класса вырос достойным человеком, нашёл общий язык и с родителями и с окружающими... Но не знаешь, как.

Видим ли мы в фильме, что дети учатся? Нет, мы видим то, что являет собой основу их жизни незадолго до вступления во взрослую жизнь. «Класс» странным образом не присутствует во всяких рейтингах фильмов, которые вызывают физиологическое отвращение – но если вам приходилось сталкиваться с ситуациями, показанными в фильме – то скорее всего у вас велик шанс испытать что-то подобное. Ибо не зря режиссёр Рааг говорил, что подкреплялся воспоминаниями.

По аналогии с советской классикой на ум приходит фраза, которая хорошо описывает школьные будни из фильма - «Дожить до понедельника».
По аналогии с советской классикой на ум приходит фраза, которая хорошо описывает школьные будни из фильма - «Дожить до понедельника».

Любопытно, что в Эстонии фильм стал предметом для коллективных походов классом в кино. Что, конечно, должно сыграть на незачерствевшей душе – подобно тому, как в начале Каспар осмысляет свой поступок. Но в большей степени всё же хотелось бы показать это кино учителям и родителям. К сожалению, фильм уже скоро будет отмечать двадцатилетний юбилей, но списки инцидентов со стрельбой в школе по всему миру только пополняются, в том числе и в России. А значит, урок не усвоен.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.