Йозеп Раак - ученик выпускного класса, над которым постоянно издеваются одноклассники. Он не может дать сдачи и просто ждёт, когда учёба закончится, предпочитая молча сносить все насмешки. Неожиданно у него появляется заступник из числа бывших угнетателей, но ситуация от этого только становится хуже...
Эта работа 38-летнего эстонского режиссёра Ильмара Раага было вдохновлена событиями трагедии в школе Колумбайн, а так же живучими воспоминаниями о школьных годах и армии. Так что художественный вымысел здесь не столь велик – и то только ради того, чтобы не возникало вопросов у тех, кто заочно осуждает финальные действия Йозепа и Каспара.
Потому что после всего, через что они проходят в течение фильма, ни у кого уже не должно остаться сомнений в ощущении подобного поступка как единственно оставшегося выхода. «Класс» снят с максимальным отстранением от художественности, как максимально хардкорное социальное кино, в котором камера исключительно ручная, и работает преимущественно на средних и крупных планах, позволяя максимально сократить дистанцию между зрителем и героем, заставляя ощущать весь тот дискомфорт и чувство безвыходности, которым отдают тесные классные комнаты, набитые малолетними отморозками.
При том, что действие подчёркнуто сжимается, заключая сюжет в строгие временные рамки, что не может не напомнить о схожем приёме в знаменитой «Ненависти» Матьё Кассовица. Хотя сценарий Рааг дорабатывал уже совместно с молодыми исполнителями, которые удачно внесли «дух современной молодёжи» в фильм, всё же стоит отметить его мастерство как автора в эпизодах, посвящённых взаимоотношениям с родителями. Поскольку на первый взгляд эти сцены обманчиво просты, а реплики банальны. Однако если вдуматься, в банальности обнаруживается узнаваемость, а в самих сценах ощущается тотальная глухота предков к собственным отпрыскам.
Ещё лучше это отношение ощущается в сценах с учителями, которые совсем бессильны что-то сделать, да и в общем-то им глубоко плевать кто прав, кто виноват, лишь бы все сидели смирно. Режиссёру хорошо получилось запечатлеть то тотальное одиночество, в котором пребывает подросток, ощущая себя ненужным ни дома, ни за его пределами. И напрасно многие критики обвиняли режиссёра в том, что в последнем акте тот наконец-то выпускает пар, предаваясь фантазиям об отмщении за полученные в прошлом обиды.
На мой взгляд последние сцены – как раз венец тех ужасов, что нам показали ранее, поскольку мы становимся свидетелями не праведной вендетты, а кошмарной траты человеческого потенциала, гибели личности – не только физической, но и духовной. И снято это без какого-либо намёка на смакование. Пожалуй, название «Класс» выбрано не случайно, поскольку в нём отражена и модель общества, и та двойственность реальности, с которой сталкиваешься в ходе просмотра. Ведь класс придуман для того, чтобы можно было сеять разумное, доброе, вечное – и печально, что всё это осталось где-то в прошлом веке.
Видим ли мы в фильме, что дети учатся? Нет, мы видим то, что являет собой основу их жизни незадолго до вступления во взрослую жизнь. «Класс» странным образом не присутствует во всяких рейтингах фильмов, которые вызывают физиологическое отвращение – но если вам приходилось сталкиваться с ситуациями, показанными в фильме – то скорее всего у вас велик шанс испытать что-то подобное. Ибо не зря режиссёр Рааг говорил, что подкреплялся воспоминаниями.
Любопытно, что в Эстонии фильм стал предметом для коллективных походов классом в кино. Что, конечно, должно сыграть на незачерствевшей душе – подобно тому, как в начале Каспар осмысляет свой поступок. Но в большей степени всё же хотелось бы показать это кино учителям и родителям. К сожалению, фильм уже скоро будет отмечать двадцатилетний юбилей, но списки инцидентов со стрельбой в школе по всему миру только пополняются, в том числе и в России. А значит, урок не усвоен.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.