Нынешнее зрительское лето, уважаемые читатели, ознаменовалось, в том числе, и знакомством с творчеством чрезвычайно интересного актера. Максим Стоянов как-то сразу увиделся олицетворением сильного мужского начала. Свою дивную личностную органику он блестяще конвертирует в восхитительно живые образы.
Первоначально без прицела на Стоянова посмотрела сериальную новинку "Черное солнце" и фильм "Фрау". Детектив впечатлил крепостью образа выборгского опера Чагина, актер буквально держит сюжет своей харизмой.
А вот все последующее стало своеобразными зрительскими раскопками - откуда взялась такая живая характерность? Не отрываясь, просмотрела восемь серий " Мерзлой земли". Очень сильная социальная драма. Правда, дело тут не только в Стоянове, хотя именно его имя сподвигло к знакомству с картиной.
Потом в личном репертуарном плане возникли "Сказки Гофмана" и "Комбинат "Надежда". Первая картина недавняя, вторая успела засветиться на Роттердамском фестивале. Там и там актер играл центральные роли.
Безусловный интерес вызвал фильм участник Каннского фестиваля "Гив Ми Либерти", все-таки авторитет этого мероприятия еще не отменен. Картина принесла российскому актеру международную популярность и лестные отзывы зарубежной прессы. Но найти ее в онлайн-кинотеатрах пока не удалось.
Первую значимую творческую награду актеру как раз и принес детектив "Черное солнце", где Стоянов одарил своей невообразимо сильной мужской харизмой выборгского опера Чагина. Именно эта роль отмечена премией фестиваля "Пилот" в номинации "Лучший актер сериала". Это было в прошлом году.
Подумалось, какой хороший подарок получился к своеобразному профессиональному юбилею - десять лет минуло со дня окончания Школы-студии МХАТ. В 2013-м Стоянов получил диплом старейшего театрального учебного заведения.
Ему крупно повезло, актерскому мастерству Максим учился у Райкина, педагогический талант которого высоко ценится в профессиональном сообществе.
Хотя Константин Аркадьевич слегка колебался, брать или нет действующего прораба на свой курс. Дело в том, что абитуриенту на тот момент стукнуло уже двадцать два, и он совсем не имел представления о сценическом искусстве. Никаких детских студий, походов по театрам в его жизни и в помине не было. Даже книжками, по собственному признанию, техник-строитель особо не интересовался.
И вдруг посреди безмятежной молодости его как током ударило - надо быть артистом. Вот так, ни больше ни меньше. А что, подумалось ему тогда, не боги творят на сцене, такие же живые люди.
Импульсивную мысль свою он не оставил, а приступил весьма основательно к ее реализации. Даже проштудировал биографии известных артистов и подвел изученное к общему знаменателю - все имеют театральное образование.
Он и до сих пор считает, что живая сцена очень важна в творческом развитии.
И летом 2009-го, взяв отпуск на стройке, принялся оббивать пороги театральных вузов столицы. Удача ждала его в Камергерском переулке. Школа-студия, основанная по завещанию самого Немировича-Данченко, с легким скрипом сомнения, но двери свои перед темпераментным абитуриентом отворила.
Учился Стоянов с усердным азартом и был счастлив, приближаясь к своей большой мечте. Радости и трудности учебы студент делил с Даниилом Стекловым, Юлией Хлыниной и другими молодыми дарованиями, ныне известными актерами.
К слову, то был последний набор Райкина в Школе-студии МХАТ. Выпустив курс 2009-2013 гг, художественный руководитель "Сатирикона" сосредоточился на работе в собственной Высшей школе сценических искусств.
И ныне вовсю покоряющий творческие вершины артист Стоянов бесконечно благодарен мастеру, что тот поверил в него.
Его первым значимым в профессиональном становлении шагом стал спектакль в постановке режиссера-педагога Алексея Гуськова "Трамвай "Желание". Успех дипломной работы был предопределен и хореографией Аллы Сигаловой. Блестящий постановщик, она еще и отменный репетитор, умеет заставить танцевать так, как нужно для дела.
И Стоянов справился, оказался восприимчивым к воле педагога. Студент третьего курса сыграл Стэнли Ковальского. Работа была оценена высоко - премией "Золотой лист".
Ныне такой награды нет, последние лауреаты названы в 2014-м. Выпускник Стоянов успел заскочить в свой трамвай желаний.
Аналогичное поощрение за выпускные спектакли получили в разные годы Антон Шагин ( Школа-студия МХАТ) и Юра Борисов ( Училище имени Щепкина). В такой замечательной компании с легкой балетной руки Сигаловой оказался и герой сегодняшнего повествования.
Хватая удачу буквально за хвост, Стоянов приложил и определенные усилия, чтобы оказаться в труппе прославленного МХТ имени Чехова. Олег Павлович Табаков лично отобрал его при просмотре дипломников.
Но удержаться на исторической сцене при всем страстном желании творить на ней, Стоянову не удалось. По истечении четырех лет новый художественный руководитель, возглавивший труппу после ухода Табакова из жизни, контракт с молодым актером не продлил.
Но в творческом досье бывшего мхатовца остался опыт участия в двух постановках Виктора Рыжакова ( "С любимыми не расставайтесь", "Пьяные"), одном спектакле Кирилла Серебренникова ( "Зойкина квартира") и в "Деревне дураков" Марины Брусникиной.
Конечно, Стоянов жалеет, что не случилось долгого служения одной сцене, в чем-то винит и себя. При всей своей благоразумности начинающий актер иногда показывал молодой гонор.
Но сожалей не сожалей, а исправлять что-то было поздно. Так, в 2018-м рухнуло многое из того, что он вроде так старательно выстраивал.
Артист оказался буквально на улице. Нужно понимать,что репертуарный театр, да еще такой крупный как МХТ, это и так называемый социальный пакет, включая служебное жилье. Табаков всегда славился заботой о быте своих артистов.
К тому времени его дочке было три годика. А отец остался без работы. Для семьи это стало настоящим испытанием.
Женился Максим в 2014-м. Любимую женщину встретил в той же Школе-студии МХАТ. На скромную красавицу из Тюмени приднестровский парень обратил внимание сразу. Но воли чувствам сначала не давал. То, что он был усердным студентом и с головой погружался в учебу, чистая правда.
Но после получения диплома и приглашения в Театр " У Никитских ворот" Виктория Корлякова съехала из студенческого общежития. И тогда будущий жених понял, что пора переходить к активным ухаживанием. Вскоре они и поженились, а в 2015-м родилась Ульяна.
Виктория изо всех сил поддерживала мужа в трудный момент. Потихоньку начали поступать приглашения в кино. Но локомотивным моментом стали съемки в картине "Гив Ми Либерти". Для этого Стоянову пришлось слегка слукавить, что владеет английским. Он бросился заучивать огромные куски из сценария на чужом языке. На съемки актер улетел в Америку. После представления картины на Каннском фестивале стал знаменит.
Корлякова так и играет у Марка Розовского. Ныне она ведущая актриса Театра "У Никитских ворот", выходит на сцену в образе Анны Карениной, играет чеховских барышень. И по интересному совпадению участвует в спектакле "Трамвай "Желание".
Она много снимается. Но сыграть в одном проекте супругам удалось пока только единожды, как раз в сериале "Черное солнце", где героиня Корляковой Габи Унгуряну уроженка Молдавии.
"Эта страна преследует меня", - пошутит опер Чагин, блестяще сыгранный харизматичным уроженцем солнечной республики. Стоянов появился на свет в городе Бендеры в 1987 году. И как многие жители Приднестровья, жалеет о распаде Советского Союза.
А сложный послемхатовский период потихоньку закончился. Одна за другой стали выходить картины с его участием. Правда, он играл роли второго плана. В "Инквизиторе" режиссера Юрия Мороза зритель увидел актера в роли криминалиста Тимура. Обратили внимание на его бушующего страстью ревности Дмитро, мужа героини Любови Аксеновой, в сериале Константина Худякова "Хождение по мукам". Иногда роли были совсем малюсенькие, например, выход в картине "Ленин. Неизбежность" Влалимира Хотиненко. Но это в любом случае хороший опыт работы с большими режиссерами. Да и семью кормить надо, поэтому он никогда не отказывался от предложений.
Так в его творческом списке набралось более 60 картин. Как точно подметили зрители, он давно перерос роли второго плана. Хотя актеры эпизодических ролей, на мой взгляд, часто создают истинную атмосферу картины.
Но была у него и главная роль. В драме "Комбинат"Надежда" Стоянов сыграл еще в 2014 году сразу после окончания Школы-студии МХАТ со своим однокурсником Даниилом Стекловым.
Картина о беспросветной российской провинции, конкретно о Норильске, городе, кующем промышленную мощь державы, где живут и работают трудолюбивые и сильные люди.
Но фильм не об этом. Есть в нашем кинематографе такой отдельный жанр - "однажды в провинции". Подобные социальные драмы любят на международных фестивалях. И создатели в погоне за профессиональным успехом изо всех сил стараются создать свой черный мир там, где его нет. "Комбинат "Надежда" из числа таких картин.
Но Максим Стоянов здесь ни при чем. Сам по себе он актер светлый и жизнерадостный. И будучи последователем мхатовской школы, играя иной раз не самых правильных героев, настаивает на том, что важно понять, каким образом произошло преображение человека.
В сериале "Шифр" Стоянов оказался в ослепительно блестящей актерской команде - Сергей Пускепалис, Виктор Добронравов, Алексей Колган, Александр Арсентьев, но совершенно не потерялся. Скорее наоборот, сотрудник МУРа получился одним из самых колоритных образов.
Агарин у Стоянова хоть и получился заметным, но все ж таки не центральный персонаж.
И вот когда на творческом горизонте взошло "Черное солнце", зритель облегченно вздохнул, наконец-то, главная роль. Кто не замечал Стоянова в эпизодах, тоже был восхищен, мол, есть же хорошие артисты.
Образ Чагина, действительно, задался. Такие персонажи органичны для парня со спортивным прошлым и крепкими нравственными устоями. Несмотря на свою разудалость, по факту выборгский оперуполномоченный человек чести, действующий иногда вопреки букве закона, но в соответствии с жизненными понятиями о добре и зле.
Он и фактурно хорош собой. И этот легкий-легкий будулаевский говорок придает актеру своеобразного шарма.
Выборгский оперативник влюбил в себя всю женскую половину сериальной публики и обрел признание мужской аудитории: - "Красава!" Буквально процитировала зрительские отзывы о сериале "Черное солнце".
Сам актер, говоря о своем герое, подчеркнул, что стремился показать опера правдоподобно. Он вообще считает, что людей профессии нужно показывать такими, какие они в жизни. Те, с кем приходится сталкиваться каждому из нас, полицейские, медики, учителя, да хоть кто - не должны выглядеть героями из сказки. Но и показывать все в черном цвете тоже неправильно.
И наконец, совсем свежая работа, весенняя премьера этого года. Глядя на фильм "Сказки Гофмана", даже жалко яркой фактурности Стоянова.
В дебютной ленте режиссера Тины Барклая актер сыграл циничного Виталика, мужа главной героини. Для актера с такой сильной мужской харизмой роль никчемного человека, живущего за счет даже не любимой им женщины, ход, конечно, неожиданный.
Хотя картина замечательная - цельная, умная, добрая. Понравилась настолько, что стоит посвятить ей отдельную публикацию.
Вот-вот можно будет познакомиться еще с одной актерской работой. На экраны выходит мелодрама "Филателия", представленная на фестивале "Окно в Европу". По словам артиста, он играет спивающегося моряка, которого жизнь бьет по самым больным местам. Но он все-таки остается добрым человеком.
И в производстве находятся несколько картин, где Максим занят в главных ролях - "Самозванец", "ЗАТО", "777" ( режиссер Александр Хант, по роману Кирилла Рябова ).
Перелистывая подборку работ Стоянова, понимаешь, что лучшие его роли еще впереди. Хотя заслуженная популярность растет на глазах. И уж совсем не согласна с комментариями к фильму "Мерзлая земля", где актер назван бездарным.
Рассуждая о талантливости , его вузовский учитель Константин Райкин говорит, что в актерском деле необходимы природный дар и сильная воля. Но второе гораздо важнее, потому что именно характер позволяет добиваться результатов. А сплав яркого дара и могучей воли явление крайне редкое.
Стоянов как профессионал понимает, что нужно неустанно работать над собой, оттачивать мастерство. На мой взгляд, его актерская суть заключена в необыкновенно живой органике, внутренней подвижности, которую он умело трансформирует в образы. Это не типажность в простейшем понимании, хотя и в этом понятии предрассудительного ничего нет. Скорее, это дар наделять героев светом своей души. Даже, если тот совсем пропащий человек, как кажется со стороны. Стоянов убежден, что в каждом есть что-то хорошее.
Сегодня он мечтает о большой роли, чтобы был персонаж со сложной судьбой, страстями и слабостями, который борется сам с собой. И важно, чтобы преодолев все испытания, он приходил к свету.
Актер готов переиграть всего Достоевского, хотя, по собственному замечанию, тот же князь Мышкин ему вряд ли подойдет, а вот образ Рогожина вполне.
Полюбившие Максима Стоянова зрители с надеждой на хороший исход ждут его новых работ.
Мне же хочется, чтобы актер вернулся на сцену. Сам он намекнул, мол, совсем скоро театр вновь появится в его творчестве. Что за проект, не озвучил, назвал только коллег, с кем предстоит работать.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете что-то полезное для себя. Приятных открытий хороших актеров!
К прочтению, с почтением автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации канала, в том числе впечатления от сериала "Черное солнце", здесь: