Первым феминистом нашего отечества был Петр Великий. Изучив Европу, царь в начале 18-го века отдельным указом повелел подданным женского пола и дворянского сословия посещать ассамблеи, созданные по иноземным образцам.
Пришлось девицам и женам покидать терема, обучаться хорошим манерам и носить декольтированные платья.
В 1702 году царским указом девицы освобождены были от насильственной выдачи замуж, а юноши - от женитьбы. Следующий указ давал право невесте расторгнуть помолвку и отказаться от брака, без последствий имущественного или иного характера.
В 1715 году отдельным артикулом была установлена с.мертная к.азнь за у.бийство жены. Мужьям запретили продавать, клеймить и отправлять жен в ссылку.
Затем женщины в России получили официальное право на образование. В дворянских семьях появились домашние учителя, гувернантки и бонны. В Петербурге в 1703 году открылась первая школа для девочек.
В 1724-м году образование стало обязательным для дворянок, монахиням в монастырях поручили обучать и воспитывать девочек-сирот.
Введенный Петром Первым Табель о рангах официально закрепил право женщин на гражданскую службу.
Были установлены следующие ранги - обергофмейстерина, действительная статс-дама, действительная камер-девица, гоф-дама.
Волей императора-феминиста, понимающего, что великая держава должна использовать для своего развития весь человеческий потенциал, в том числе и женский, был разрушен привычный уклад жизни и фактически отменен Домострой.
Женщины, существовавшие на положении домашнего скота или вещи, обрели статус и определенные гражданские права.
После ухода из жизни Петра Первого идеи эмансипации были надолго забыты российским обществом.
Патриархальный уклад семьи медленно дряхлел, введенные императором реформы действовали, но основной ресурс был у мужчин, правом социального и общественного голоса обладали только они.
Мужчин-феминистов на общественном горизонте не наблюдалось довольно долго, больше века.
Во второй половине 19-го века после либеральных реформ, проведенных Александром Вторым, появляется заслуживающая внимания фигура мужчины-феминиста.
Это выдающийся врач и педагог своего времени Николай Иванович Пирогов.
Имея опыт работы с женщинами и оценивая их нереализованный потенциал, он первый публично поставил вопрос о месте и роли женщин в современном обществе.
"Раннее развитие мышления и воли для женщины столько же нужны, как и для мужчины. Молодость влечёт их к суете. Воспитание делает куклу. Опыт жизни родит притворство. Чтоб услаждать сочувствием жизнь человека, чтоб быть спутницей в борьбе, — ей также нужно понимать искусство, ей нужна самостоятельная воля, чтобы жертвовать, мышление, чтоб избирать и чтобы иметь ясную и светлую идею о цели воспитания детей." (Статья 1858 года)
Началась широкая общественная дискуссия о женском вопросе в России.
Поддержали развитие дискуссии именно мужчины-феминисты - публицист Михайлов, критики Страхов и Писарев, историк Погодин. Позже к полемике присоединяются И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский и другие писатели, освещавшие острую тему в своих произведениях.
Мужчины-феминисты настаивали на равных возможностях обоих полов, говорили о защите прав женщин и вовлечении их в социальную и общественную жизнь страны.
Консерваторов волновал институт брака, будущее которого становилось неясным.
В 1861 году отменили крепостное право, что изменило атмосферу общественной жизни России.
В 1863 году Чернышевский публикует роман "Что делать?", в котором желание и возможность освободить женщину, вывести ее за рамки исключительно семейной кухонной участи подаются как пример для подражания.
Роман вызвал ажиотаж у передовой части общества и абсолютное неприятие у ретроградов.
Чернышевский призывает к равноправию в супружеских отношениях и отстаивает право женщины на собственное тело и с.ексуальность.
Консерваторы обьявляют новую мораль аморальной.
Дискуссия обостряется, в нее вовлекаются разные слои общества.
На фоне непрекращающихся почти полстолетия споров, в которых участвуют лучшие мыслители и ученые мужи России, повляется, наконец, самая крупная фигура мужчины-феминиста в истории движения.
Он сделал невероятно много для решения женского вопроса и превращения женщины из бесплатного приложения к мужчине в отдельную самостоятельную социальную личность.
Это был В.И. Ленин, лидер большевиков.
"Из опыта всех освободительных движений замечено, что успех революции зависит от того, на сколько в ней участвуют женщины." (Из статьи 1917 года)
В России появился, наконец, мужчина-феминист, которому достало ума, нравственного развития и политической воли, чтобы осуществить практически все планы и мечты российских феминисток.
В короткие сроки новая власть устанавливает в стране равную оплату труда, равные имущественные права, упрощает процедуру заключения и расторжения брака, разрешает аборты, закрепляет смешанное обучение в школах и гимназиях, запускает кампанию по освобождению женщин от "кухонного рабства".
Первая советская конституция официально закрепляет политическое и гражданское половое равноправие.
Все права, которыми мы, женщины, сейчас пользуемся, были даны и закреплены официально именно ленинской политической волей и властью.
Есть ли сейчас в России мужчины-феминисты?
Сколько не искала информацию в сети, кроме Андрея Малахова никого не называют.
Ничего не имею против шоумена Малахова, но на фоне Петра Великого и В.И. Ленина он выглядит мелкотравчато.
Текст мой возник в ответ на реплику интернет-приятеля по геймингу, который на мое упоминание мужчины-феминиста, спросил - "это кто ж такой - с серьгой в ухе и с разноцветными интересами?"
Как говорил профессор Преображенский - "не угодно ли, мораль?"
Вопрос: кому-нибудь из читающих этот текст известны современные российские мужчины-феминисты?
Может быть, они среди нас, просто хорошо замаскировались?
Или надежды мои пусты и дело феминизма в России стало только и исключительно женским?
И почему так случилось, если случилось?
И кто виноват?
И что, как водится, делать?
Буду признательна за подписку на канал, лайк и комментарий!